22 мар. 2009 г.

The Humanoid - Ai no Wakusei Lezeria


Фантастики снимают мало, а научной фантастики еще меньше. И тем ценнее все научно-фантастические произведения, написанные или снятые ранее. Когда понимаешь, что из ныне существующего удовлетворить свои научно-фантастические запросы нечем, обращаешься к тому, что еще не успел увидеть. Именно поэтому я никоим образом не смогла проигнорировать эту анимешку 1986 года.
У этого аниме есть несколько существенных недостатков, но в данном случае их совершенно невозможно воспринимать излишне критически. С высоты начала XXI века они смотрятся очень даже мило, но если бы аниме с подобным сюжетом выпустили сейчас, думаю, что все эти недостатки ушли бы в однозначный минус. А так - остается только умилятся тому, как, например, красивый, но вредный Злодей, наплевав на рассудок и здравый смысл, истерично смеется в конце серии, и это избитое клише только сейчас нам кажется избитым, а тогда фантастика только переживала свой рассвет.
Самое главное, что в этом аниме есть две очень красивые песни - опенинг, и одна ближе к концу (но не эндинг). К сожалению, про музыку мне удалось только выяснить, что писал ее к этому аниме Masao Nakajima - автор весьма неприметный и малозаметный не только в мире аниме, но и в музыкальном. И не факт, что песни написал именно он. Но песни замечательные, такие трогательные, и при этом совсем не сопливая попса - хорошая такая электронная поп-музыка в стиле 80хх.
Сюжет вроде бы незатейливый, и вроде бы поведение героев предсказуемо, хотя изначально не совсем понимаешь, что главная героиня тут именно Антуанетта - робот с искусственным интеллектом, которого создали не только в качестве помощника, но и для души из большой любви к Человечности и Гармонии. Искусственный интеллект отличается от обычного робота возможностью самообучения, и именно это различие между машиной думающей и машиной-автоматом авторы положили в основу овашки. Однако авторы идут дальше, называя машиной и человека, только из плоти и крови, тем самым подчеркивая, что грань между разумным и неразумным провести порой совершенно невозможно, ибо не всякое существо из плоти и крови способно адекватно мыслить и чувствовать. Тема, затронутая лишь поверхностно, приводит нас к тому, что в конце истории вместо точки мы имеем многоточие. И весьма многозначительное многоточие, которое позволяет нам поразмышлять (или даже пофантазировать) на тему разницы между человеком и машиной. Так что это очень даже интересное аниме, хотя я не стану называть его шедевром. Тем не менее, определенное эстетическое удовольствие при просмотре я все-таки получила.
Сейчас, когда смотришь такие аниме, то почему-то все время просмотр сопровождается ностальгическими ощущениями. А все потому, что в этой вещице присутствует столь необходимый компонент для любого научно-фантастического фильма: философские вопросы. Пусть грань между Добром и Злом здесь показана слишком резко, всё равно удивительно, что на таком незамысловатом фоне - вдруг такая неожиданная риторика про Разум и Разумность, про Любовь и Чувства. Ведь что интересно: история вроде бы про людей, которые бежали со своей родной планеты и нашли для себя новый дом. А потом эти люди вроде как даже захотели вернуться обратно. Ничего нового, кроме того, что новый дом был настолько прекрасен, что оказался способен вдохновить создать существо, которое бы жило в Гармонии с этим прекрасным миром. Таким образом мы видим, что тема любви расцветает здесь не как тема влечения к противоположному полу, но как способ гармоничного существования разумных существ друг с другом - как необходимое условие для такого существования. И очень хорошо, что фансабберы перевели и тексты песен, которые очень много смысла добавляют в сюжет овашки.
Тут стоит отметить одну немаловажную вещь: в 80хх годах полеты в космос человечеству казались ближе, чем сейчас. В те времена появилось множество историй, начинавшихся со слов про начало космической эпохи Человечества в начале XXI-го века. И сейчас, когда уже минул почти десяток лет новой Эры, как-то так смутно себе представляешь все эти полеты в космос, всю эту научную белиберду про искусственные разумы... Если посмотреть на то, что сейчас в мире пишут и снимают, то мы сразу увидим, что фантастике уделяется не так уж и много внимания - даже в США, где киноиндустрия развита очень даже неплохо. А уж в Японии, в стране победившего капитализма, где научно-технический прогресс давно шагает семимильными шагами, фантастика в аниме носит в основном второстепенный характер, являясь прекрасным антуражем для проявления неуёмной фантазии в стиле фэнтази или же еще одним вариантом мистики. Но это не научная фантастика. Научная фантастика - это часть футурологии, в задачи которой входит предугадать/предположить не только развитие техники, но и изменение самого человека. Если речь идет об искусственном интеллекте, то здесь в первую очередь уделяется внимание взаимодействию искусственного интеллекта с естественным... короче, научной фантастики не бывает без философской составляющей. Ведь это так здорово: посмотреть что-то, что не только бы развлекало, но и заставляло бы задуматься, зашевелиться мыслям в голове, способные заставить по-другому взглянуть хотя бы на собственное существование. Удовлетворяться исключительно низшими потребностями для Интеллекта - скучно. Однако киношники не спешат удовлетворять запросы Интеллекта. Массы хотят того, что попроще, а создатели индустрии развлечений хотят побольше прибылей. Вот и получается, что толпа и киношники нашли друг друга, и в целом мы имеем весьма печальную картину: научной фантастики сейчас практически нет, потому что ее некому снимать и ее некому смотреть. Говоря про отечественный кинематограф, надо убрать слово «практически» - у нас ее никогда не было, и до сих пор нет, т.е. на этом фоне российское общество выглядит еще более отсталым. Ведь отсутствие научной фантастики - элементарный признак дебилизма общества. Более отсталая только, наверное, только Африка, но и то только потому, что в пустынях, джунглях и саваннах не до телевизоров, там другие интересы.
Поэтому не смотря на клише, несмотря на устаревшую рисовку, не смотря на предсказуемость (хотя сам финал всё-таки для меня оказался неожиданным) я не буду ругать это аниме. Потому что оно хорошее и умное, доброе и милое. Да, старое. Но зато это научная фантастика. Настоящая научная фантастика.

7 комментариев:

  1. Спасибо что откапываешь столь прелестные вещи :)
    Я уже поставил качаться, и надеюсь вечером отписать комменты после просмотра.

    К теме НФ - да, сейчас её стало слишком мало. Даже в книгах это большая редкость.

    ОтветитьУдалить
  2. Ня! Будем копать и дальше! Ибо стоит десу ня ^___^

    ОтветитьУдалить
  3. НФ не стало меньше. просто современная НФ - не то же самое, какой она была еще лет 20 назад.

    ОтветитьУдалить
  4. Я только имела в виду, что научная фантастика и просто фантастика - это две разные вещи. Даже если речь идет в обоих случаях о космической фантастике. Современная фантастика да, другая, я это тоже имела в виду. Но в ней мало научного. Если посмотреть на современную фантастику с точки зрения науки - то там один бред. Нет такой фантастики, какую писал, например, Артур Кларк, а ведь ему удалось описать поведение человека в открытом космосе ДО того, как это сделал Леонов. Научная фантастика подразумевает логические предположения, а не выдумки с потолка. Если на планетах работают законы Ньютона, например, пренебрегать ими не стоит - даже если придумали какой-нить антигравитатор (ну и всё в таком духе). Т.е. научная фантастика не должна быть мистикой и фэнтази, как мы имеем это сегодня.

    ОтветитьУдалить
  5. это самый замечательный аниме мультфильм который я посмотрела ещё в детстве. Самая прекрасная история о только начавшейся любви а именно привязанности между человеком и роботом, в конце вся обривелась/ эх побольше бы таких фильмов.

    ОтветитьУдалить
  6. Люди кто нибудь нашел трек который играет ближе к концу аниме ???!!! ОЧЕНЬ ХОЧУ ЕГО !!! но найти не могу

    ОтветитьУдалить
  7. Я тоже очень хочу, но пока тоже нигде не нашла Т.Т

    ОтветитьУдалить