18 авг. 2019 г.

Zankyou no Terror

Итак, "Эхо террора". Морально-нравственная драма от Ватанабэ Синъитиро, который в представлении в общем-то  не нуждается.
Рассказать сюжет без спойлеров практически невозможно, потому что в центре у нас сначала три, потом четыре подростка и взрослый детектив практически в отставке, и если начать рассказывать, что за подростки и что там с детективом, получится, весь сюжет и перескажешь. Это законченная история, где авторы постепенно всё объясняют, все события в аниме связаны между собой и всё заканчивается довольно логично. При этом особого накала страстей нет, хотя присутствует некоторый психологизм, так что если кто собрался посмотреть - лучше посмотрите, чем читать сии строки.
Очень долго думала, какую оценку поставить данному аниме. Ну, вроде как не особо шедевр... но поставить этому аниме меньше 10/10 не могу, потому что после просмотра эта вещица оставляет в душе очень странные и вообще-то неизгладимые впечатления. Это довольно сильная вещь, где дети - всего лишь заложники жестокости взрослого мира. Причём, речь о любых детях. Не обязательно быть одарённым ребёнком из экспериментальной школы, чтобы столкнуться с жестокостью имеющейся в нашем распоряжении вселенной - что взрослых, что своих же свестников. Так что некоторые персонажи хоть и могут раздражать своими персонами, но вообще-то здесь все герои к месту - просто это такая картина, некоторый срез реальности, который авторам захотелось... э-э... скажем так, немного взболтать.
Не смотря на то, что главные герои - школьники, ребята очень непростые. И это само по себе не может не привлекать внимание. Как показывает практика, сложные судьбы - это не всегда хорошо. Быть неординарной или хотя бы неоднозначной личностью в нашем мире часто не благо, а наказание - наказание с точки зрения общества, конечно же. При этом, как ни странно, общество вообще-то остро нуждается в этих самых неоднозначных личностях, но это не значит, что эти личности чем-то обществу должны.
Честно говоря, японцы в очередной раз поразили меня глубиной ныряния в проблему. Действительно очень сильно пострадав от ядерного оружия во время WWII, они не боятся поднимать острые темы, связанные с этим вопросом - как, впрочем, и другие вопросы, которые и должны поднимать произведения настоящего Искусства. И первый вопрос среди прочих - на что общество имеет право, а на что всё-таки нет?
Честно говоря, меня поражает, насколько обсуждение темы фашизма (а вот сделаю такой неожиданный крюк в заметке) избегается современным обществом. Считается, что фашизм был окончательно побеждён в 1946-ом году (не надо думать, что WWII закончилась 9 мая 1945-го, этот день считается окончанием всего лишь ВОВ). Японцы подписали капитуляцию на военном корабле США, и, кстати, всё золото проигравших тоже оказалось в США, так что спорить, кто победил в WWII будет только безграмотный дебил. В этом смысле не случайно появление в аниме американцев (с уже упомянутым мной ранее четвёртым подростком).
А я всё-таки задамся вопросом: что такое фашизм?
Есть вообще-то очень неплохое определение в Википедии, но здесь я дам короткое пояснение: одна из отличительных черт фашизма - это когда общественное выше личного. Собственно говоря, Муссолини потому и выбрал символом своего движения фашину, которая в полной мере отражала суть его идей - человек ничто, только вместе мы сила (не дословно).
И вот тут возникает невольный вопрос: когда банальное чувство локтя становится фашизмом? В общем-то, нет ничего удивительного, что человек собирается в стаи, человек - социальное животное, это всем давно известно. Собственно говоря, стремление отдельных обывателей обязательно обзавестись семьями продиктовано тем же стремлением: быть в некоей связке. Не только потому, что одному скучно, одиноко, страшно или какие там ещё могут быть чувства у обывателей? А тупо потому, что в компании находиться гораздо безопаснее, да и экономически выгоднее (выгода - ещё одно любимое слово обывателей). В этом смысле стремление к коммуне - это и есть потакание желанию человека быть среди кого-то ещё. И вот тут мы подходим к ключевому вопросу: в фашину собирают прутья примерно одинаковых размеров. Так и некоторым людям комфортнее находиться среди себе подобных. Особенно это касается обывателей, которым очень важно знать, что их не осуждают. Обыватель живёт в общем-то не для себя, он старается вписаться в общественные программы, чтобы получить наибольшее количество социальных очков, и тем самым успокаивается его внутреннее мироощущение, ибо обывателю очень некомфортно среди людей, лучше его. Обыватель скорее будет принижать окружающих, чем смирится с чьим-нибудь интеллектуальным превосходством.
При этом для комфортного существования обывателю крайне необходимы люди, интеллектуально его превосходящие, хотя это на самом деле самая большая проблема обывателей - обыватель очень не любит, когда кто-то самим фактом своего существования говорит ему, что он дерьмо. Хотя большинство обывателей по сути ничем не отличается от животных. Обывательская жизнь подчинена обслуживанию желудочно-кишечного тракта с двух сторон, а также воспроизведению себе подобных. На этом его устремления заканчиваются. Хотя я не говорю, что все обыватели такие - некоторые всё-таки и книги читают, и в театры ходят, и у таких обывателей даже получаются порой развитые дети, правда, эти дети, даже будучи неординарными личностями, иногда почему-то уже своих детей стараются тоже воспитать обыкновенными обывалышами - очень странное явление нашего мира, к сожалению, есть такие примеры.
Короче, к чему я это всё?
А к тому, что человек - это всегда человек. Не важно, сколько ему лет. Важно, что это живое существо, обладающее разумом, над которым нельзя проводить какие-либо эксперименты, даже если преследуешь супер-пупер благородную цель, от которой даже Иисус бы от умиления заплакал. Люди не игрушки, это всегда надо помнить. Дети тем более не игрушки. Но в обществе постоянно на что-то предпочитают закрывать глаза. Вообще поразительно, что большинство жестокости в этом мире творится с молчаливого согласия большинства. Потому что большинству всегда нравится, когда некий непохожий на них одиночка попадает в трудную ситуацию, да ещё и здорово потом получает за это по носу от Судьбы (и в этом заключается одна из отличительных черт фашистского общества).
Залог выживаемости человека как вида - это его разнообразие. Но это разнообразие должно быть естественным. И, самое главное - человек должен всегда и во всём оставаться человеком. В этом смысле главные герои, не смотря на все их поступки, поступали именно в рамках концепции "Человек", потому что терроризм - об этом тоже все почему-то предпочитают забывать - возникает именно как последнее средство выражения несогласия. Когда тебя не слышат, бесполезно говорить - приходится кричать. А если не слышат и крик, тогда начинается привлечение внимание более жёсткими методами.
В этом смысле поразительно, что, не смотря ни на что, у аниме хороший конец. В каком-то смысле эта история напомнила мне Sucker Punch, хотя у историй, казалось бы, ничего общего. На самом деле общее есть: не смотря на то, как всё закочнилось для главных героев, итог у аниме хороший, потому что случилось то, что обычно не случается в нашей жизни. И это приятно увидеть хотя бы на экране.
Отдельное слово хочу сказать о Сибадзаки. Вот ради таких полицейских я бы с удовольствием платила бы налоги - очень принципиальных, вдумчивых, образованных, въедливых, не останавливающихся перед авторитетами... Честно говоря, в Сибадзаки есть что-то от настоящего самурая, хотя его короткие штанишки (тоже немаловажная часть образа на самом деле) немного забавляли - мужик, живущий тихой, неприметной жизнью, но являющийся Личностью, за что и поплатился. Но опять же: в трудную минуту позвали не кого-нибудь, а именно его - куда ж без Личностей в трудные времена? И не случайно именно он стал главным сюжетным противником главных героев, в очередной раз подтвердив тезис многих японских произведений: противник должен быть достойным. Нам показывают интеллектуальную игру разумов, где каждый стремится к справедливости. И это очень важный момент.
Что касается технической стороны вопроса, то обсуждать тут нечего: всё на высоте. Картинка, опенинг, эндинги, вообще OST - всё сделано на отлично, придраться абсолютно не к чему. Песня из опенинга меня не особо впечатлила, но при просмотре его в последней серии, зная уже, что, собственно, происходит, смотришь на него уже совсем другими глазами.
В итоге скажу, что это отлично сделанное произведение, целостное, законченное, абсолютно чётко выражающее довольно непростые мысли, заставляющее о многом задуматься. Это не развлекалово, и в основе здесь лежит настоящая драма. Но именно потому, что я услышала, что хотели сказать авторы (нет, я не думаю, что я додумала - авторы рассказали свою историю слишком внятным языком), я считаю это аниме по-своему шедевром анимации, ибо если после просмотра ты ещё некоторое время остаёшься глубоко потрясённым увиденным (эффект сравним с прочтением великолепной книги), обдумывая то, что ты увидел - нет, это не просто отличная анимеха, это настоящее произведение искусства, которое декларирует понятные здравомыслящим людям ценности.
Другое дело, что люди в принципе делятся на два типа людей: одним ничего говорить не надо, а вторым говорить бесполезно. Это аниме сделано для первого типа людей, ибо кое-что говорить всё-таки надо - пытаться озвучивать вслух, чтобы вторые улавливали эти мысли хотя бы на подсознании.
Как бы ни был прекрасен мир вокруг нас, всё это восхищение редко относится к творению рук человека - как правило, речь идёт о красоте Природы. Но мир людей - мерзок и отвратителен, потому что полон лжи, ханжества, лицемерия и порой откровенно бессмысленной жестокости к самым слабым членам общества. Надо с этим что-то делать? Я лично считаю, что надо. И вот авторы этого аниме тоже так считают, поэтому и нарисовали нам это аниме. Обывалыши, конечно, посчитают его скучным, но мне лично плевать на мнение обывалышей. Я считаю, что история уникальна в своём роде, и это само по себе не может не заслуживать внимания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий