1 мая 2020 г.

M3: Sono Kuroki Hagane

По-русски это аниме называется "M3: Чёрная сталь" и его не надо путать с другим аниме, которое тоже называется по-русски "Чёрная сталь", а по-японски - "Kuromukuro". У обоих аниме принципиальная разница: во втором случае речь идёт о попаданце из эпохи Сэнгоку (так что я его обязательно ещё посмотрю), а здесь мы имеем мистико-фантастическую историю, про которую я так и не могу сказать, что это больше: мистика или всё-таки фантастика? И где в данном случае надо очерчивать границы фантастики, если учесть, что метафизика до сих пор предмет суть непознанный?..
Итак, традиционный вопрос: что мы имеем?
В основе сюжета лежит история возникновения некоей "тёмной зоны" - так называемого "Царства мрака". История его возникновения также является неотъемлемой частью сюжета (в рамках многочисленных флешбеков), так что нельзя сказать, что это место всё время будет зоной непонятной хрени. Нам всё расскажут. По ходу действа мы узнаем все секреты этой фантастической мистерии, начиная с того, что это за детки такие бегают по непонятной мгле, кто тут главный злодей и что со всем этим нужно делать?..
Честно говоря, я уже несколько дней пытаюсь написать эту заметку, и у меня никак не идёт текст. С одной стороны, аниме действительно неплохое - более-менее логичный сюжет, более-менее адекватные герои (адекватные в рамках своих характеров, так что эта оценка относится также и к героям заведомо неадекватным), есть развитие истории, есть развитие персонажей, есть даже определённый посыл... Но при этом сказать, что это прям-таки уж фантастическая вещь, обязательная к просмотру, я тоже не могу, потому что здесь - в первую очередь - мне лично в принципе не понятно, для кого снято это произведение?
Во-первых, нужно сказать, что все претензии со стороны зрителей к этому аниме именно как к жанру "меха" довольно справедливы, потому что большие, двуногие, боевые платформы здесь выступают исключительно фоном, и даже их технологические особенности являются следствием разворачивающейся на экране драмы, но это никак не элемент настоящей научной фантастики.
При этом сами гигантские роботы-трансформы показаны как довольно разумно устроенные конструкции (я сейчас не беру в расчёт способ их управления) - прежде всего из-за хвоста, который в данном случае выступает не только в качестве третьей точки опоры (тем самым превращая всю эту двуногую хрень в довольно устойчивую конструкцию), но и одновременно выступающую ответом на многочисленную критику данного вида роботов, что двуногие платформы, мол, сильно неустойчивые.
Я оставлю в стороне вопрос, зачем в принципе нужны большие двуногие роботы, хотя и нельзя сказать, что в рамках предложенной концепции борьбы они выглядят не только симпатичными, но и функциональными.
В этой истории сама меха вообще никакого значения не имеет, потому что это прежде всего драма. Драма, заложенная в детстве героев и выступающая довольно странным аспектом на общем фоне истории: это драма детей, так или иначе лишённых какой-либо заботы их непосредственных родителей.
И это удивительный момент.
Разумеется, при просмотре данного аниме будут неизбежны сравнения с Евангелионом, и вот здесь я вынуждена отметить для себя несколько странный аспект: скажу, что именно это аниме несколько реанимировало сам Евангелион в моих глазах. Но не спешите меня записывать в фанаты Евы, теперь для меня Евангелион - всего лишь скучное произведение с недораскрытыми персонажами и сюжетом. Я не говорю, что аниме "М3..." шедевр и оно открыло какие-то тайны мироздания, на которые Ева, как мне кажется, всё-таки предприняла попытку замахнуться. Но тем не менее, Еве нужно отдать должное (просто я этого в первый раз спросонья во время просмотра оной не поняла): меха ведь действительно может выступать всего лишь фоном разворачивающейся драмы. Только в "М3.." авторы не стали акцентировать внимание на подростковых проблемах, выпятив более острую социальную проблему: отсутствия уважения к человеческой жизни в принципе, вне зависимости от возраста.
Надо сказать, что в некоторых языках слово "ребёнок" - среднего рода (не помню точно, в каких, но видела несколько примеров). Поскольку мне в принципе непонятна концепция, как к человеку может быть применимо слово "оно", в своё время я проигнорировала данную информацию, как несущественную, но, видимо, зря, потому что данная проблема в современном мире остра, как никогда.
Честно говоря, тема жестокости меня коробит уже не первое десятилетие, и я пока не нашла никаких способов решения этой проблемы, потому что пришла только к одному выводу: жестокость - неотъемлемая часть натуры существ из вида homo sapiens. Вопрос, в какой степени применимы грани жестокости к отдельно взятым категориям людей, всё ещё открыт (а некоторыми сообществами типа Российская Федерация ещё и принудительно закрыт, как несущественный - достаточно посмотреть официальное телевидение этой территориальной конгломерации). Но всё-таки я лично считаю гуманистические вопросы наиважнейшими, потому что без ответа на эти вопросы наша планета не может и не сможет развиваться по пути цивилизационного развития. Да, определённая эволюция (или деволюция, что также не исключено) ей всё равно будет свойственна - любая ситуация всегда во что-нибудь разовьётся, постоянного в этом мире ничего нет, особенно на атомном уровне. Но глобально Человечество топчется на месте, потому что люди в целом никак не могут отказаться от концепции "государства", подменяя этим понятием свои детские представления о патерналистском обществе, где тебе не нужно думать о своей жизни - многим хочется, чтобы за их жизнь нёс ответственность кто-нибудь ещё. Если не отец (дед), то правитель, бог, царь, человек с инициалами В.В.П. и так далее. Хотя что такое государство, как не концепция управления обществом структурой (иногда это даже система), монополизировавшей насилие?
Мои рассуждения могут показаться странными и, возможно, даже неуместными в обсуждении данного анимационного произведения не самого высокого толка, и я даже не могу сказать, что тем самым я пытаюсь оправдать все косяки сюжета данного аниме, однако должна заметить, что в первую очередь люди, которые хотят увидеть в этом аниме прежде всего меху, будут в этом крайне разочарованы: нет, ребятки, это не меха.
Меха здесь фон. Исключительно фон.
А вообще речь идёт о жестокости прежде всего.
Нуарная атмосфера Царства мрака добавляет нам симпатичности картинки (и, надо сказать, что аниме действительно нарисовано очень симпатично), однако это тоже всего лишь фон.
И тем удивительнее здесь отметить главного злодея, которого таковым не воспринимаешь до самого последнего конца, пока не увидишь, что даже наука сама по себе может быть жестокостью чистой воды. Впрочем, о чём это я? В концлагерях нацистов проводилось огромное количество научных исследований, многими из которых мы пользуемся до сих пор - например, именно так было открыто явление тератогенности. Да и потом, вспомним историю Японии времён Второй Мировой войны, когда в Харбине для японских врачей была открыта специальная школа, в которой врачей учили проводить вскрытия живых людей без наркоза и обезболивания, причём, цель была простая: чтобы врач (хотя какой он врач после этого?) не боялся мучить живого человека (и надо сказать, что это испытание не выдерживали лишь некоторые). Честно сказать, я так и не поняла, зачем это было нужно, но операции проводили на пленниках, в том числе и наших соотечественниках, хотя больше досталось, конечно, китайцам. И я даже не хочу думать об этом - у меня этот ужас просто в голове не укладывается. Но это было. Это факт.
Короче, проще задать вопрос: а что в истории человечества было НЕ жестоким? Тут даже опытные историки вряд ли что смогут найти ответить (и тут я скажу, что аргументы, типа, вот на Сталина наговаривают, что он убил миллионы, хотя на самом деле ВСЕГО 700 тысяч - для меня не приемлемы, ибо если есть хоть одна невинная жертва, то эта жертва перечёркивает всё хорошее, что было сделано этим персонажем).
Это я к чему?
Нужно ведь разделять ещё детскую жестокость и взрослую жестокость. И ни в коем случае не смешивать это в кучу, хотя и нельзя исключать тот факт, что детская жестокость может быть такой же, как и взрослая (я о причинах возникновения).
Однако нужно всё-таки снисходительнее рассматривать жестокость детскую. Ведь она порой оказывается естественным продолжением неких объективных событий. Дети часто жестоки по незнанию и из-за неспособности оценить последствия своих действий. Особенно когда дети делают что-то неправильно из-за паники и/или чувства страха. Маленький человек ещё много чего не знает, поэтому можно ли винить детей за то, что они бросили кого-то из своих, испугавшись внезапно свалившейся на них катастрофы? Я думаю, что тут ответ напрашивается сам собой.
Другое дело - взрослая жестокость. Неважно по какой причине - ради жестокости или из любопытства. Вопрос этичности научных исследований тоже всё ещё открыт, и я хочу напомнить, что такие люди, как Юрий Гагарин, как правило, не случайно называются добровольцами. Мы все, конечно, помним, что Гагарин - герой. Его принято называть героем, но никто не задумывается, что он герой только потому что ему тупо повезло и он не погиб в том злосчастном Союзе. Да, ему там было очень непросто, у него были определённые проблемы, включая "приключения" ЖКТ (скажу так), но по сути он сидел там, как член группы "Белка и Стрелка", ничего не нажимал и тупо ждал, когда эта адская машина, придуманная гениальными советскими (не сарказм) инженерами наконец-то свалится обратно на нашу в буквальном смысле слова грешную Землю...
Так вот, я понимаю, когда люди идут добровольно на какие-либо исследования ради науки.
Но стоят ли эти научные открытия этих жертв?
Ведь иногда (и зачастую) это действительно жертвы.
Таким образом, получается, что человечество нашло два отличных способа реализовывать свою жестокость: на добровольцах и на тех, о ком некому позаботиться. Вторые часто становятся жертвами научно-технического прогресса не по своей воле. А что касается древних верований, то здесь в "М3..." удивительнейшим образом переплелись современные научные устремления, царящие в японском сообществе (рассматривающими появление мехи в реальной жизни исключительно как вопрос времени и потому не требующий отдельной акцентации), и древние легенды, в которых человеческие страдания и горе способны к материализации (знаю, что повторяюсь, но что поделать - очередное аниме повторяет эту концепцию мировосприятия).
Никому не хочется страдать и всем хочется защиты - это нормально. Однако мы должны помнить, что в большинстве бед люди виноваты сами. Другой вопрос, почему те, кто действительно не виноват, должен страдать вместе с виновниками - вот это уже другой хороший вопрос. В любом случае, сказать, что у этого аниме нет логичного конца, я не могу. Ведь это аниме про школьников, которые оказались заложниками событий в силу неких случайных обстоятельств. Хороший ли это конец?.. Ну, наверное. Но здесь история рассматривалась крайне узко, к тому же, за кадром (в буквальном смысле слова) оказались те, кто стали невольными жертвами случившегося звездеца.
И другой хороший вопрос: а как бы вы поступили на месте героев данного аниме?
Я говорю о школьниках, которые оказались способны быть пилотами этих роботов. Они попали в эту историю только потому что гуляли не в то время и не в том месте. И ведь удивительно, что в этом аниме совершенно не затронута тема терроризма, которая, казалось, здесь не может не прозвучать, ведь возникновение Царства мрака возникло именно в результате террористического акта (по сути). А что такое террористический акт, как не ответка на жестокость некоего территориального образования? Я не оправдываю существование терактов, ни в коем разе.
Но попробуйте найти определение слову "теракт" - нигде не будет прямой ссылки, что это такое. Даже в Википедии статья "терроризм" при слове "теракт" даёт ссылку на саму себя. А ведь это подмена понятий! Таким образом, мы видим, что даже в общеинформационном поле люди не хотят видеть очевидность некоторых вещей, и при этом все привыкли рассматривать некие события как локальный факт, а не как следствие цепочки событий в довольно давней истории.
Честно говоря, об этом можно было бы написать отдельный текст, что такое теракт и терроризм, однако для нас важно понимать, что предлагаемый тайтл - довольно неоднозначное произведение, которое поднимает довольно серьёзные вопросы, которые многие могут не разглядеть за симпатичными мордашками ОЯШей, которым в очередной раз достались крутые большие роботы.
И тем удивительнее для меня существование этого произведения, потому что, с одной стороны, самим своим существованием оно бьёт мимо цели, с другой, это всё-таки ларчик с двойным дном, который рассчитан точно не на потребителей попкорна.
Возможно, авторы просто не нашли другого способа рассказать о тех проблемах, что я указала выше в данной заметке. Но то, что авторов эти проблемы НЕ волновали, мы сказать не можем. Потому что тема насилия всё ещё актуальна для современного Человечества. В разных странах это реализовано по-разному и в разной степени, но человек в среднем до сих пор жестокая тварь, которая в достижении своих целей способна пойти по головам не только в переносном, но и в буквальном смысле слова.
Однако мы знаем, что можно остаться прекрасным образцом гуманистической сущности, даже столкнувшись с жизненными испытаниями, которые могут сломать тебя ненароком. То есть кто-то в таких условиях проявляет свою человеческую сущность, кто-то, наоборот, утрачивает признаки оного... Тем не менее, мы все прекрасно понимаем, что мир людей должен состоять из Человеков...
А вот каким будет этот мир - этого себе, пожалуй, не представляет ещё никто.
В любом случае, если мы действительно хотим увидеть прекрасное будущее, в котором победят идеи Гуманизма, то тут просветителям всей планеты ещё работать и работать.
Другое дело, что я пока не вижу ответа на вопрос, а хотят ли люди на земле победы гуманизма и всеобщей человечности?..
Как минимум, авторы данного аниме, походу, так далеко точно не заглядывали - мы ещё путаемся в самых элементарных вопросах...
Короче, вот такой непростой тайтл оказался...

Комментариев нет:

Отправить комментарий