10 мар. 2020 г.

Blame!

Меня бесконечно восхищает человеческая фантазия, способная создавать иные миры, особенно если это что-то связано с космосом, Будущим и/или новыми технологиями. Я считаю научную фантастику (НФ) вершиной человеческого творчества в области изложения мыслей посредством текстов, преобразованных либо в книги, либо в сценарии, и в этой связи киберпанк, как самостоятельный поджанр НФ, неизменно должен занимать какую-нибудь верхнюю строчку, если бы мы в принципе попытались бы отранжировать всю творческую деятельность человека, как вида... если бы в этом был какой-нибудь смысл.
Разумеется, киберпанк - не предел развития творческой мысли, но довольно важная веха развития НФ как таковой. При этом, как мы можем это заметить при наблюдении за окружающей средой среднестатистических homo, НФ в принципе не является массовым увлечением (понятно почему, не будем лишний раз акцентировать на этом внимание). Да и киберпанка у нас настолько мало, что я лично не просто смотрю всё подряд в этом жанре, некоторые вещи я нарочно не смотрю сразу, а настраиваюсь на определённое настроение, чтобы осознанно познакомиться с тем или иным произведением. И вот сегодня пойдёт речь как раз о таком случае - я давно хотела посмотреть аниме "Blame!", но у этого произведения есть одна важная особенность: сначала нужно прочитать мангу. Ибо это аниме вторично по отношению к манге 1997-го года, и здесь я не смогу одно обсудить без другого.
В этой связи сразу скажу: смотреть это аниме без манги, может быть, даже бессмысленно - просто потому что эти 6 (почти 7) эпизодов являются ожившими иллюстрациями довольно небанальной 10-ти томной манги, которую я, впрочем, прочитала всю за вечер (кстати, кому интересно, сделать это можно, например, здесь).
В самой манге объяснений довольно немного - если вообще есть. Начинать её читать сложновато хотя бы потому что там много действа и почти нет диалогов, из которых можно было бы хоть что-нибудь понять. Но всё-таки Нихэй Цутому, автор манги, нарисовал столь непростой мир, что поначалу даже неважно, где это и что это, ты рассматриваешь картинки одну за одной и просто диву даёшься - вон чо придумал-то!..
Скажу честно, мне очень помогли комментарии в интернете, чтобы понять, в чём там суть и подоплёка во всей этой предлагаемой Вселенной. И дело сводится в общем-то вот к чему: в далёком-предалёком прошлом Человечество эволюционировало настолько, что оказалось способным входить в Сеть (интернет ихний) при участии некоего гена. Поскольку все были подключены к Сети, никто не парился, что мир управляется машинами (я так полагаю, не обошлось без искусственного интеллекта). Но потом случилась эпидемия, ген у людей пропал, а машины, имея контроль над всем и вся, посчитали людей без гена чем-то вроде вируса, поэтому решили их выпилить. Людям это, конечно, не понравилось, но противопоставить могущественным машинам хрупкие белковые образования ничего толком не смогли, поэтому ситуация дошла до того, что кучки выживших в итоге даже друг о друге толком не знают. Причём, судя по предлагаемым картинам, Апокалипсис наступил буквально сразу после Золотого Века.
Но можно ли винить во всём машины, изображая людей однозначными жертвами? Это хороший вопрос, который авторы оставляют зрителю/читателю. Мы же прекрасно понимаем, что машины - всего лишь бездушные роботы, выполняющие программы. Им неведомы чувства и сомнения, поэтому они старательно выполняли программы зачистки, причём, довольно эффективно. Люди, когда-то создавшие эти машины, не сумели эволюционировать до их состояния - при этом остаётся открытым вопрос насчёт "Силиконовых созданий", ведь киборги - это организмы, являющиеся симбиозом компьютера и биологического материала (привет боргам из Стартрека!) и это отдельный вопрос, как появились они (в манге открытый). Люди по-прежнему хрупкие, слабые и беспомощные. Машины в этой Вселенной однозначно выиграли, поэтому появился герой, последняя надежда Человечества, который должен найти человека с правильным геном, чтобы живые люди смогли вернуть контроль над машинами себе. Хотя здесь ещё один открытый вопрос: насколько наш главный герой - настоящий человек?..
Может показаться, что идея захвата власти искусственным интеллектом нам хорошо знакома, но всё-таки эта манга выпущена в 1997 году, поэтому не будем выпендриваться и говорить, что сюжет не нов. Он относительно не нов. И в целом концепция подсоединения к некоей компьютерной сети посредством интерфейса, передающегося в генетическом коде - вот это точно не очень избитая тема (да она вообще не избита, будем честны). Самое интересное, что обычно нам бы хотелось внятной завязки, раскрытия героев и желательно (но не обязательно) хорошего конца, однако здесь такого не происходит, и при этом это даже как будто и не нужно. Нас просто будто бы кидают посреди истории в некий мир, в который ты попадаешь будто бы через какой-то портал, не понимая, что ты, кто ты, откуда и зачем. Ты пытаешься оглядеться, осматриваешься, понимаешь, что тебе здесь точно не хотелось бы быть, да ещё и куча страшных тварей вокруг, которые то и дело хотят тебя чем-то продырявить. Ты поневоле оказываешься втянут в довольно непонятный квест, суть у которого вообще-то спасти всех людей, хотя ты так до конца и не понимаешь, насколько эта тема важна и принципиальна. Мир не очень приятный, и спокойней там, где никого нет вообще, хотя спокойствие местным обитателям на самом деле даже не снилось. И хорошо ещё, что рядом есть этот мутный парень Килли без эмоций и страха, с очень мощным оружием, способным пробивать дырки в Мегаструктуре на 70 км...
Ох уж этот парень Килли...
Вообще-то это настоящий сверхчеловек, причём, сам он себя называет человеком, но это большой вопрос, кто он такой, потому что он хоть и не похож на "силиконовых созданий", но он явно киборг в привычном нам понимании - что, кстати, особенно хорошо показали в аниме 2017-го года, но об этом поговорим отдельно. На самом деле личность Килли настолько загадочна, что о нём можно было бы рассуждать часами - кто он такой, откуда пришёл и как он связан со всеми этим реинкарнациями девушки-киборга Сибо. Самое удивительное в действиях Килли - так это то, что он действует явно не сам по себе, хотя в упорстве в достижении цели ему не откажешь. Его явно кто-то отправил, потому что если посмотреть на эту Вселенную в целом, то ему и в этом мире в общем-то неплохо - он способен передвигаться на расстояния, о передвижении на которые обычным людям, встречающимся ему на пути, даже помыслить страшно. Мегаструктура - так называется Город на тысячи этажей и километров, в котором всё это и происходит - его дом родной, Килли чувствует себя там как рыба в воде (и вот здесь невольно вспоминаются рыбы, так или иначе всплывающие и в манге, и в аниме - гигантские рыбины, которые, казалось бы, совершенно здесь ни к чему, хотя не будем отказывать автору в увлечении символизмом). Вот поэтому и не совсем понятно, зачем самому Килли этот человек с правильным геном? Да, можно допустить мысль, что ему надоел тот образ жизни, что он вынужден вести, ведь машины совсем от рук отбились, делают что хотят и совершенно не уважают создателей. Впрочем, тут справедливости ради стоит отметить, что создатели как раз давно уничтожены, ибо выжившие не способны воспроизвести даже самые простые технологии и живут буквально в условиях первобытно-общинного строя, существуя за счёт охоты и собирательства. То есть, круг замкнулся: создав нечто, что оказалось совершеннее человека в плане исполнительских функций, человек полностью деградировал, и вот эта мысль в 2020-ом году уже совсем не кажется новой, хотя здесь уместно вспомнить одну поговорку: история учит только одному - что она ничему не учит.
Современные нам исследователи отмечают, что люди, увлечённые смартфонами, не используют возможности этих смартфонов даже на 10 %. Соцсети и мессенджеры работают через единую Сеть, но они не способствуют саморазвитию большинства индивидов, потому что современные соцсети больше похожи на ярмарки тщеславия, где большинство людей варится исключительно в им понятном, и не более того. Да, есть люди, которые всё-таки хотят развиваться, но вся индустрия развлечений уже давно отпихнула таких людей на обочину истории (кто не верит - загляните, например, в тренды YouTube, которые вполне можно переименовать в "помойку" - вы там никогда не найдёте ни одной развивающей лекции, в лучшем случае - острая аналитика на злобу дня, и не более того, но это - актуальщина, которая человека развивающегося никогда не заинтересует в первую очередь). Более того, многие взрослые мечтают запретить своим детям пользоваться смартфонами, потому что из-за них дети, мол, деградируют, хотя очевидно, что это вообще-то вина взрослых, не способных объяснить своим чадам, что вот эта прямоугольная пластиковая штука - портал в большую Вселенную с доступом ко всем знаниям Человечества, а не окно во двор с бабушками-сплетницами на скамейке. То есть развитие технологий, с одной стороны, даёт большой толчок к развитию всего Человечества в целом, но в итоге оказывается поводом деградации для отдельного индивида.
На самом деле в этом нет ничего удивительного, и я не хочу увлекаться рассуждениями на эту тему. Всё довольно банально: люди в основной своей массе тупы и ленивы (да, мне всё-таки пришлось в очередной раз это сказать). Но некоторым очень нравится приписывать себе чужие заслуги - вон, первые здесь болельщики, которые почему-то всё время после удачных соревнований определённых команд орут "Мы выиграли!!", хотя эти люди вообще никакого отношения к спортсменам не имеют. Ну да, у этих людей может быть общее гражданство (и то не всегда), но одинаковая обложка паспорта - это точно не повод говорить про чью-то победу "мы победили". Победили конкретные люди конкретных людей. И всё. Так и с техникой. Есть определённая кучка людей (в России это, кстати, первые с конца в навязываемой государством концепции существования социума), которая не может сидеть на месте без дела, которым то звёзды хочется поизучать, то изобрести что-нибудь полезное для всех, то просто сделать что-нибудь красивое и/или хорошее. Именно эта кучка людей способна изобрести машины, которые в итоге построят Мегаструктуру. И это ещё большой вопрос, а что там за причины эпидемии-то были, почему люди потеряли способность связываться с интернетом из мира манги "Blame!"...
Так что Нихэй Цутому однозначно попадает в иконы моего блога, потому что он посмел замахнуться на такие области размышлений, по результатам которых можно не один десяток докторских по философии и социологии написать... да и инженерам здесь есть на что замахнуться - пожалуй, даже в первую очередь. И это на самом деле удивительно, особенно если учесть стиль манги...
В этом смысле количество серий в аниме мне кажется достаточным. Мир "блэйма" настолько непрост, что он буквально въедается в мозг, причём, даже на уровне предлагаемой эстетики, хотя в манге много уродств и кровищи (или что там у киборгов вместо крови?). Эта история захватывает дух и покоряет с первой иллюстрации. И, надо сказать, что смотреть аниме после манги очень стрёмно - манга уже создала в мозгу определённый код, который ты непременно хочешь увидеть в аниме (и ты даже допускаешь мысль, что тебе не важен цвет, хотя цвет в аниме подобран идеально). Поэтому когда с первых звуков ты понимаешь, что авторы аниме стопроцентно воспроизвели нужный код, контакт случился и ты вновь оказываешься в этой неповторимой атмосфере, которая и ужасает, и завораживает, и восхищает одновременно - это нереально круто. Да ещё и под очень крутую музыку, которую я вообще-то знаю уже более десяти лет (и даже последние главы манги читала под неё, вспомнив, что у меня завалялся сборничек из четырёх коротеньких, но шедевральных треков за авторством Оногавы Хироюки).
Да, я считаю это произведение шедевром - целиком и полностью, потому что здесь в основе заложен такой бесконечный базис, что его вполне можно сравнить с Мегаструктурой. Однозначно перечитаю эту мангу как-нибудь ещё раз, да и насладиться аниме тоже можно ещё не раз - просто чтобы хотя бы прочувствовать всю безысходность того Апокалипсиса, которые неразумные homo sapiens сотворили.
Впрочем, насчёт sapiens. Во-первых, это могут быть уже и не сапиенс, а какой-нибудь другой вид, раз появился ген для соединения с сетью... и при этом я допускаю мысль, что этот ген, возможно, есть даже у нас с вами - такое тоже может быть, просто нет соответствующей технологии (и оставим в стороне материалистические представления о человеке на уровне XIX века, человек - это гораздо более сложная структура, чем большинству хочется думать, просто мы в своём познании человека как человека не особо-то и продвинулись - тут дорожка ещё ой как не проторенная).
Короче... ибо чувствую, что пора закругляться, но что хочу сказать? Аниме "Blame!" - это шесть прекрасных иллюстраций к потрясающей манге, которую ни за что не пропустит каждый уважающий себя любитель и научной фантастики, в принципе, и киберпанка, в частности. Это очень атмосферное произведение, приятно щекочущее мозг, способное и развлечь, и заставить задуматься. Главный герой харизматичен и прагматичен, ловок, смел и при этом где-то очень глубоко внутри себя добр. Кажется, что он существует по программе, но вообще-то большинство людей в нашем мире тоже живёт по программе, только биологической и порой более жёсткой, чем могла бы быть компьютерная. И здесь манга нарисована таким образом, что ты идёшь тенью за главным героем, за другими персонажами, наблюдаешь за их действиями будто из-за плеча - история позволяет читателю в полной мере почувствовать себя участником этих событий... а потом ты смотришь аниме, и понимаешь, что всё это ещё и прекрасно до невозможности. Аниме получилось настоящим арт-объектом, это уже Искусство с большой буквы, которое говорит сложным языком, не доступным простому обывателю, это правда. Но это не вина этого произведения, что обыватель слишком прост для этого произведения. Любой обыватель может приоткрыть дверь в этот мир, если захочет - для этого нужно в общем-то даже совсем немного - заставить свой мозг работать. Думать. Только и всего...
Подумать хотя бы над вопросом "что будет после нас?"...
Я вот лично не считаю этот вопрос праздным, ибо, например, любое творчество - это всегда проявление смятения души. Человек, у которого всё хорошо и который не хотел бы изменять свой окружающий мир, никогда не станет творцом. Он может стать мастером - может делать какие-нибудь прикольные штуки, которые также могли бы изменять его окружающий мир, но задумываться о Будущем, которое хотелось бы видеть всё-таки лучшим, чем настоящее, человек, удовлетворённый настоящим, не станет - ему это просто ни к чему, ведь у него и так всё хорошо. В этом смысле можно было бы задуматься, что было в голове у Нихэя-сана, когда он всё это придумал, однако мы даже не будем пытаться - это бесполезно. Да и бессмысленно. Важно другое: важно то, что такая манга существует. И такое аниме существует. Ведь любая пища для размышлений очень важна. А уж если тебе встречаются настоящие деликатесы, то ничего понять в них не сможет разве что очень слабо организованный мозг. А вот любому, кто любит размышлять о Дне Грядущем, и это аниме, и особенно манга точно придутся по душе, потому что не часто отдельные представители нашего социума радуют нас такими замечательными шедеврами.
Так что это безусловно культовое произведение, которое однозначно не оставит равнодушным любого думающего человека.
Я в восхищении!

Комментариев нет:

Отправка комментария