1 июн. 2019 г.

Koukaku Kidoutai Arise: Alternative Architecture

Итак, "Призрак в доспехах: Альтернативная архитектура". Здесь речь пойдёт о ТВ-сериале (2015-го года выпуска), хотя двумя годами ранее ему предшествовали одноимённые OVA, но их отличие только в том, что в этом сериале новые только 9-ая и 10-ая серии, и 4-ая серия OVA - это 1 и 2 серия сериала, а далее очередность сюжетов совпадает. Поэтому нет особого смысла распространяться об OVA, скажу только, что там авторы заморочились насчёт заставок - они уникальны для каждой серии (и, кстати, если в первой OVA заставка ещё так себе, то вот в последующих - шедевры киберпанкового стиля, я бы так сказала =))

Нельзя сказать, что это прям долгожданное продолжение довольно известной (всё-таки в узких кругах) вселенной, хотя, возможно, это просто я не читаю японскую прессу, поэтому не в курсе, но всё-таки это продолжение только техническое, по смыслу это очень важная часть всей вселенной GitS - здесь рассказывается история становления команды Мотоко Кусанаги. Мотоко ведь не всегда работала в 9-ом отделе, хотя военным человеком была давно. Учитывая историю её детства, частично раскрытую в сериале GitS:SAC, нам осталось только выяснить, как она в принципе попала в армию =) Что касается меня, то я не большой фанат франшиз (особенно если учесть, что удачных опытов в этом вопросе можно по пальцам одной руки пересчитать), но всё-таки за этой вселенной пытаюсь следить, именно поэтому для меня любое новое аниме на эту тему всегда представляет огромный интерес.

Не могу сказать, что это аниме шедевр, поскольку история рассказана всё-таки сложновато - я не большой любитель военно-политических интриг, поскольку я в принципе считаю всю эту милитаристскую суету хренью собачью (и вообще я считаю, что военных в будущем быть не должно, как таможен, банков и, соответственно, денег). Но это моё личное мнение, и именно поэтому не могу сказать, что сюжет аниме не достоин внимания. Да, как показывает практика, если нет другого выхода и приходиться жить в том мире, что имеешь, нужно уметь просчитывать ситуации на несколько ходов вперёд и решать военные задачи таким образом, чтобы максимально ослабить противника и минимально ослабить себя (в аниме речь идёт о куче милитаризированных людей). Что касается всех этих трюков с программированием, то для меня лично это тёмный лес, я о программировании знаю только то, что оно существует, и никогда не разберусь, как получается так, что какие-то символы на экране способны иметь последствия в реальной жизни (хотя сейчас цивилизованный мир уже невозможно представить без компьютеризированного управления). Именно поэтому не берусь судить о том, как показаны хакеры. Единственное, что меня особенно резануло во всей этой истории, так это то, что нет более уязвимого общества, чем общество, нашпигованное камерами видеонаблюдения и прочими системами "безопасности", которые на самом деле эту безопасность снижают, делая человека абсолютно беззащитным как против бандитов, способных влезть в твою частную жизнь против твоей воли, так и против представителей государственных органов, которые могут влезть в твою жизнь без твоего спроса, прикрываясь твоей защитой.

Что касается бандитов, то тут вроде как всё понятно и это уже даже знакомо нашей реальности. Недавно в мире стали запрещать игрушки фирмы "CloudPets" на том основании, что через эти игрушки злоумышленникам могло утечь много личной информации про чужих детей, да и не только детей - подробности об этом можно почитать, например, в статье "The Latest Privacy Nightmare For Parents: Data Leaks From Smart Toys". Компьютерные сети - это такая штука, которые недаром что называются сетями. Как говорится, "Интернет всё помнит" ©, и не важно, что эта информация ещё должна где-то хранится. Пока наша цивилизация существует, в общем-то можно не сомневаться, что для всего где-нибудь хранится какая-нибудь копия. Другое дело, как передавать данные друг другу, и тут уже встаёт вопрос о необходимости шифрования передаваемой информации, правда, едва такой разговор выводится в публичное пространство, как тут же начинают тявкать всякие правительственные чинуши, которых хлебом не корми, но дай им посамоутверждаться за чужой счёт. Поэтому сейчас, если рассуждать уж глобально, перед цивилизованной частью планеты (Россия, к сожалению, к этой части не относится) встал вопрос о сохранении личного пространства, НЕ отказываясь от современных, удобных, цифровых "плюшек".

Так как действие в аниме GitS:ARISE разворачивается всё-таки в Японии, то нужно признать, что азиатские сообщества радикально отличаются от западных одной очень существенной чертой: там очень важно общественное мнение. И индивидуальность порой рассматривается обществом как порок. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что это касается не только Японии - в России индивидуальность обществом тоже рассматривается как порок - знаю это на собственной шкуре, да и именно поэтому у нас никак не сформируется гражданское общество - никто не хочет поддерживать активистов даже в тех случаях, где выиграть можно только в том случае, если ВСЕ присоединятся к протесту, но всегда находится кучка поджатых хвостов, которые готовы унижаться за копеечку.

Так вот, к чему я об этом говорю? Поиск себя в азиатском и европейском сообществах - это путешествия в разные концы света. Именно поэтому в Будущем, предлагаемом вселенной GitS, правительственные хакеры действуют не лучше бандитов. В данном случае говорю эти слова с нейтральной коннотацией, так как "с волками жить - по волчьи выть". Но всё-таки, возвращаясь к тому, что я сказала выше со всем этим неприятием милитаристских игрищ... Если рассуждать о причинах происходящего в обществе аниме GitS:ARISE, 9-ый отдел борется с последствиями созданного ими общества, в котором главное - это прозрачность личности перед государством. Да, военные могут применять какие угодно сложные дешифровки, но вот нашёлся же какой-то супер-крутой хакер, который всё это взломал.И в результате Мотоко со своими коллегами бегает за преступниками, попутно ещё и не пытаясь задавать себе вопросы типа, что важнее: долг перед обществом или здравый смысл? В одной из таких серий она даже собственной любовью пожертвовала, и ведь мы понимаем, что она не могла поступить по-другому, но ей пришлось... Пришлось, ибо солдат всегда должен подчиняться приказам. Иначе его самого пустят в расход...

Короче, это действительно очень непростая вещица, которую я, наверное, ещё раз как-нибудь пересмотрю, потому что, с одной стороны, здесь раскрываются взаимоотношения будущих коллег - Мотоко отобрала для себя профессионалов высшего класса. И при этом не менее важны истории, которые разворачиваются на фоне такого важного для любого фаната мероприятия, как "сбор отряда Мотоко Кусанаги". По сути даже тема осознания самого себя искусственного разума теряется на фоне красивой картинки с запутанным сложным сюжетом, ибо в эти десять коротких серий авторы попытались максимально впихнуть как можно больше информации, разбираться в которой мне придётся, видимо, ещё некоторое время.

На самом деле не хочу разбирать аниме по косточкам, анализируя его досконально. Мне только хотелось отметить несколько важных аспектов, и в конце немного уделить внимание, как я это обычно делаю, технической стороне вопроса, а именно: рисовка, персонажи, музыкальное оформление.

Начнём с обсуждения заставки. Не смотря на то, что, как я уже сказала выше, у OVA потрясающие заставки, в сериале авторы пошли дальше, нарисовали одну, но ещё более красивую, на мой взгляд. Честно говоря, такое проще один раз увидеть:



Что касается музыки, то для меня лично опенинг (Sakamoto Maaya - Anata o Tamotsu Mono) теперь навсегда ассоциируется с этим аниме, а оно мне всё-таки понравилось, так что композиция эта тоже понравилась, хотя когда услышала её в первый раз, показалось, что как-то слабовато - особенно на фоне предыдущих опенингов. Что касается музыки из финальной заставки, то это опенинг OVA (Оямада Кэйго - Ghost in the Shell Arise). Тут, кстати, стоит сказать, что эндинги в OVA - различные вариации на тему собственного опенинга, где в 3-ей серии в композиции Heart Grenade (тоже как вариацию темы Оямады Кэйго) поёт Шон Леннон (сын того самого Джона Леннона).

Музыки в самом сериале тоже полно, она со множеством синтетических (если можно так выразиться) по звучанию нот, и удачно дополняет действо.

Что касается персонажей, то здесь мы видим в общем-то всю команду в полном составе (пусть и в разных комбинациях между собой), при этом всё-таки отдельно хотелось бы отметить их рисовку. Самый главный минус этому аниме я бы поставила за изображение нестандартных ракурсов самой Мотоко Кусанаги, потому что её лицо, когда она поворачивала голову, авторы всё время пытались как-то исказить (как в фильме Мамору Осии 1995-го года, когда она подселила свой ghost к Кукольнику и видела саму себя с жуткой сферической абберацией). Вот здесь у меня тоже большой вопрос к аниматорам: они нарочно так искажали лицо Мотоко, когда пытались изобразить нестандартное для кадра положение головы, или у них просто руки не из того места растут? Вообще удивительно даже, как порой были заметны косяки рисовки, особенно если учесть, что вообще-то аниме очень красивое - нарисовано всё очень здорово, причём, как будто пытались повторить стиль оригинального фильма (1995го года) - это касается не только персонажей, но и фонов. Здесь также много виртуальной реальности, и видно, что авторы старались сделать хорошо. Но вот изображения героев выглядят порой довольно странно. И если Мотоко не повезло с крупными планами, то остальные (Бато, Арамаки, Тогуса и другие тоже) на общих планах выглядят так, что порой даже хорошо было, что мне приходилось читать субтитры, а не рассматривать эти забавные загогулины на месте их голов.

Не смогли авторы обойти две темы, которые мне лично сложно понять, зачем это сюда ввели: это кавайные элементы и фан-сервис. Причём, фан-сервис довольно странный - например, у одной тётки очень глубокий вырез-кливедж на платье (при этом она как будто в военной форме). Вообще непонятно, зачем человеку на высоком посту так одеваться - опоннетов-мужиков с толку сбивать? Хотя Мотоко тут выглядит как очень молодая девушка с хорошей фигурой, и вообще в этих аниме обнажёнки как таковой никогда не было. Ну да ладно, может быть, авторам просто захотелось добавить ещё один вид "красоты" (мужики же рисовали). А вот что касается кавайных элементов, то они здесь и впрямь очень милые - логикомы (видимо, всё-таки не смогли сделать без подобия тачиком из GitS:SAC). В общем-то довольно большие роботы-помощники, обеспечивающие прикрытие и снабжение в оперативной работе, разговаривающие детскими голосами. В OVA про них даже сняли специальные эпизоды (как это раньше уже делалось про тачиком, например), но особой смысловой нагрузки эти дополнительные мини-серии не несут - просто позабавить зрителя лишний раз, поскольку реально смешно, как большой красный робот разговаривает как маленький ребёнок. Да и рассуждает также =)

Что касается жанра, то я отнесла это аниме к киберпанку только потому, что это всё-таки киберпанк, хотя оригинальный Ghost in the Shell был не совсем классическим киберпанком, и не важно, что сцены  плавающего мусора и дождь, символизирующий плохую экологию, там присутствовали. Удивительно, но термин "киберпанк" появился в 1983-ем году (имею некоторую слабость к художественным и музыкальным произведениям этого периода) и определяет собой сочетание кибернетических технологий в постапокалиптичном мире. Впрочем, здесь ведь тоже речь идёт о периоде после очередной Мировой войны (всего в этой вселенной упоминается о шести Мировых войнах и Токио там наполовину затоплен и разрушен). Здесь постапокалиптики как таковой нет, потому что японцы в принципе трудолюбивый народ и жить в дерьме не желают - сложно представить, чтобы нация, дети которой с детства приучаются к красоте, не смогла бы после войны заново отстроить свой город. Так что, не смотря на то, что сейчас термин "киберпанк" разбит на несколько слов ("андроиды", "фантастика", "будущее"), считаю, что можно назвать это аниме тоже киберпанком, потому что номинально все необходимые условия присутствуют. К тому же, речь идёт об обществе, управляемом военными, так что когда ты имеешь зарегламентированную реальность, поневоле душа будет устремляться туда, где регламенты не работают - мир виртуальной реальности, которая может быть такой, как ты захочешь, особенно если ты ещё и хакер экстра-класса (и при этом под словом "хакер" я подразумеваю программиста очень высокого уровня).

В общем и целом, что мы имеем в итоге?

Симпатичное аниме, нарисованное довольно добротно, авторы заморочились с сюжетом, картинками, музыкой. Постарались сделать недостающий элемент вселенной GitS достойным просмотра по многим параметрам, главным из которых остаётся тот, как Мотоко собирала свою команду. Это действительно стоит посмотреть, особенно если учесть, что некоторые персонажи в её команде оказались там довольно неожиданно (казалось бы, как могут вместе работать бывшие противники)? Но всё-таки эта история лишний раз доказывает, что уникальные люди всегда будут изгоями в любом обществе, именно поэтому им так важно держаться друг за дружку. И ещё важнее находить друг друга. По большому счёту эта история раскрывает один очень важный аспект: теперь понятно, почему они оказались настолько сплочённой командой. При этом тема любви тут оказывается частью темы уважения, которое, на мой взгляд, гораздо важнее в человеческих взаимоотношениях, ибо уважать ты можешь только в том случае, когда человек этого действительно заслуживает - в отличие от любви, которая может быть порой весьма зла ©. И здесь я могу только лишний раз подчеркнуть, что аниме из вселенной Ghost in the Shell в любом случае не будет простой шкатулкой в красивой обёртке, понять содержимое которой достаточно, лишь открыв её.

К счастью, это не последнее аниме в данной франшизе. Так что об этом мире поговорим как-нибудь ещё.


p.s. Да, некоторые теперь называют эту вселенную аниме "Дух в стальной плоти", но я со второй половины 1990-хх привыкла к названию "Призрак в доспехах", так что уж, извините, буду использовать устоявшееся название. Нравится, не нравится, это уже состоявшийся бренд, снобам придётся потерптеь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий