15 июл. 2019 г.

Boogiepop wa Warawanai: Boogiepop and Others

Итак, 19 лет спустя после выхода сериала "Бугипоп Фантом" появилось продолжение про шинигами-несмеяну, посвящённое в том числе другим, не менее значимым персонажам ранобэ, лежащего в основе данной истории.
Скажу честно, саму книгу не читала (и вряд ли до неё когда-нибудь доберусь), но смею сказать, что эта весьма непростая история, состоящая из 4-х арок, при всём нарушении канонов первого сезона, мне понравилась больше - я даже решила отнести это аниме к категории шедевров, хотя, пожалуй, мне будет непросто объяснить, почему я так поступила.
К категории шедевр я отношу всё, что не просто радует глаз/мозг/сердце, но при этом содержит серьёзные мысли и идеи, заложенные в историю. Мне очень важно, говорят авторы со зрителем или нет, и шедевры - это такие произведения, которые транслируют миру довольно глубокие и весьма интересные идеи своих авторов. Самим фактом своего существования эти произведения (искусства) способны оказать влияние на мир, и в этом смысле я благодарна авторам этого сериала только за то, что они подняли все те вопросы, которые прозвучали на протяжении, пожалуй, всех 18-ти серий.
Есть знаменитое изречение Декарта: "Cogito ergo sum". Так вот, размышление без вопросов невозможно. И самый простой способ разговора - не навязывать свои идеи в директивной форме, а уметь задавать зрителю такие вопросы, которые будут невольно откликаться в его сознании. Я считаю очень важным умение говорить со зрителем. И мне кажется, что в данном случае у авторов получилось, потому что они не поскупились на серии и раскрыли все арки полноценно, проведя каждую из историй в логической цепочке от начала и до конца.
Правда, здесь считаю очень важным отметить, что это японское аниме, созданное для японского зрителя, поэтому поправка на менталитет здесь играет существенную роль - восточные люди совсем не такие, как люди Запада, и уж тем более не такие, как россияне (про африканцев молчу, для меня это пока тёмный мир, хотя, уверена, Африка нас ещё удивит).
Поэтому вопросы относительно мироустройства, как и проблемы, связанные с их решением, представляются в рамках восточного понимания мира, где Традиции и желание быть таким, как все, доминируют в той прослойке общества, что пока диктует свою волю молодёжи. Но даже сами авторы сериала понимают, что так будет не вечно, мир рано или поздно эволюционирует, и тогда обыватель столкнётся с нечто для себя принципиально новым. И не важно, что это будет, возможно, хороший мир - главное, что он будет другой, и это самый главный страх обывателя, не желающего менять вокруг себя что-либо в принципе вне зависимости, устраивает его окружающее или нет.
Отдельно хочется отметить, что "плохиши" данной истории, пытаясь переделать мир на свой манер, стремятся сделать людей одинаковыми. И это ещё одна из ключевых мыслей сериала, типа, а что, если люди несчастны, потому что они все разные? Тем не менее, эта мысль не выдерживает критики, да и судьбе персонажей, высказывающих такие идеи, не позавидуешь, потому что невозможно сопротивляться естественному миропорядку, изначально предполагающему наше разнообразие. Все люди разные, и это однозначно хорошо. По большому счёту то, что мы все не похожи друг на друга, не только делает наш мир интересным, но и обеспечивает ему устойчивое развитие. Бороться с "разностью" индивидуумов - это всё равно что бороться с самой Жизнью, поэтому не удивительно, что всё заканчивается темой принятия себя со всеми своими горестями и печалями, которые, казалось бы, мешают тебе жить счастливо и ни о чём не тужить.
В любом случае в этом аниме содержится глубоко философский вопрос: каков он, образ Будущего?.. Каков будет Человек?.. Каково будет общество?.. К чему готовиться и чего опасаться?.. Чего ждать и на что надеяться?.. Конечно, люди всегда боялись будущего, и ХХ век здорово поднасолил обывателю, который сам не заметил, как от обыкновенной лампочки накаливания эволюционировал до смартфона с мгновенной передачей сообщений, и всё это в пределах каких-то 100-150 лет, хотя до этого тысячелетиями использовали гужевые повозки и готовили еду на костре. Поэтому я не могу не считать это аниме шедевром - мне очень важно видеть именно такие истории. И теперь представьте, что вот "мультик" с такими идеями показывали по японскому телевидению в 21:00.
А что у нас показывают по ТВ в 21:00?..
Честно говоря, я не знаю, и, самое главное, именно это аниме натолкнуло меня на мысль, что для меня российское кино мёртво. Ну, разве что обзоры Бэдкомедиана можно посмотреть, но не более того (да и то только потому, что Евгений будет поднимать все те вопросы, что японские телевизионщики показывают японскому обывателю в прайм-тайм).
Надеюсь, моя мысль понятна, и вдумчивому зрителю я рекомендую посмотреть эту вещь, если, конечно, интересно, хотя здесь всё-таки нет нуара. Совсем. Рисовка симпатичная, но совсем не такая, как в первой части, которая казалась трансляцией с плохого телевизора. Тем не менее, это аниме красиво, здесь много интересных ракурсов, а последняя серия так и вовсе напоминает произведение современного искусства - в смысле, что авторы немножко поигрались в концептуалистов.
История сложна ещё и тем, что здесь нет лишних кадров. Вообще. Даже если этот кадр промелькивает на пару секунд (типа пачука в паутине на закате в одной из серий прямо перед титрами). Казалось бы, ну какой смысл? Не знали, как растянуть тайминг? Дык, показали бы статичную картинку из последнего действа подольше, делов-то?.. Но нет, вставили этого паучка... И ты понимаешь, что вообще-то авторам нравилось то, что они делали. Это очень умная и очень добрая история, которая способна обратиться к сердцу любого зрителя - особенно того, кто устал от жестокости этого мира (и при этом ещё нужно ответить на вопрос, что такое жестокость мира в понимании каждого?).
Ещё мне здесь очень понравилась музыка. Опенинг Shadowgraph от MYTH & ROID практически всё время просматривала - уж очень понравилась эта песня, да и эндинг Whiteout в исполнении Azuna Riko тоже часто не выключала раньше времени. Хотя эндингов тут три штуки и остальные не менее хороши. Но ещё больше мне понравилась музыка внутри сериала. Честно не помню музыку из первого сезона (смотрела в январе 2008го), но во втором она настолько хороша и настолько гармонично дополняет визуал, что придраться просто не к чему. По большому счёту я и сейчас этот отзыв пишу под OST данного сериала, потому что однозначно уверена, что рано или поздно обязательно пересмотрю данную анимешку. Честно говоря, вот именно такие аниме и хочется смотреть - чтобы и уму, и сердцу, и глазу, и уху.
Ну и в заключении хочется сказать, что был у меня один знакомый (общались по аське, но сейчас ICQ считай умерла, так что некоторые связи это тоже разорвало - особенно если учесть, что с этим знакомым мы ни разу в жизни друг друга не видели). И этот знакомый мне как-то сказал, что он изучает мир по аниме. Я его тогда чуть ли не высмеяла: типа, чо, дурак что ли, аниме - это ж сплошные выдумки? Как ты можешь по ним мир познавать?.. Но прошли годы (более 10 лет уже), и при просмотре аниме Boogiepop wa Warawanai: Boogiepop and Others я вдруг вспомнила этого старого приятеля (надеюсь, у него всё хорошо). И меня осенило: а ведь он в каком-то смысле был прав, потому что в аниме, в, казалось бы, совершенно непритязательной манере порой даются настолько глубокие мысли, что даже если ты их не замечаешь, они сами работают с твоим подсознанием, и действительно могут заставить чем-то заинтересоваться юную непритязательную душу - да той же робототехникой, например. Мне вот лично было бы интересно, сколько фанатов Гандама сейчас работает в современных японских корпорациях, создающих роботов? Глупости, детские мечты, несерьёзные увлечения "бальфыми лоботами"?.. Зато в Японии в голову не придёт делать фейковые новости про "роботов борисов", как и в США, где роботы вполне себе не фейковые. Впрочем, в данном случае речь идёт не о роботах, но это в любом случае вопросы человеческого развития - не просто куда мы идём, но и зачем?.. И представьте, что такие истории смотрит подрастающее поколение, которое только начинает жизнь - разумеется, авторы данного сериала обращаются прежде всего к ним. Жизнь не тлен. По крайней мере на нашей планете есть страны, где это действительно так, и это прекрасно.

1 комментарий:

  1. Справедливости ради стоит добавить, что Yuudachi от моего любимого Суги Сикао (опенинг первого Бугипопа) у меня давно в избранных песнях, эту песню я не забыла ^__^'

    ОтветитьУдалить