10 авг. 2020 г.

Godzilla

Здесь я хочу поговорить о японском произведении с очень "редким" названием "Годзилла", причём, сразу же нужно уточнить, что речь идёт даже не о сериале, а о трилогии полнометражных (т.е. на 1,5 часа каждый) аниме-фильмов со следующими названиями:

1. Планета Монстров (Planet of the Monsters или 怪獣惑星 - удивительное единодушие переводов) - вышел в ноябре 2017

2. Город на острии битвы (или как-то так, потому что английское название City on the Edge of Battle, а в японское 決戦機動増殖都市 я даже влезать не хочу) - вышел в мае 2018

3. Пожиратель звёзд (по-японски 星を喰う者 звучит примерно так, по-английски почему-то The Planet Eater) - вышел в ноябре 2018

Но, как бы там ни было, все эти три фильма имеют сквозной сюжет, его можно было бы порубить на сериал, но не стали, и все три они в абсолютно единой стилистике, музыке и оформлении.

На самом деле по сюжету какая-то херня, если честно, хотя я понимаю, что это очень традиционное (уже) японское произведение для фанатов и любителей даже не жанра, а именно этого самого монстра, который с момента своего создания в 1954 сильно поднабрал в размерах (в первых фильмах он был метров 50, потом градус ужаса стали наращивать, потому что народ из-за всех этих ужастиков уже перестал реагировать, поэтому появились даже комедии с Годзиллой... ну, короче, кто в курсе, тот в теме). Но всё же, идея древнего ящера, проснувшегося из анабиоза после атаки ядрёной бомбой (ну, ок, водородной - сути не меняет), который после этого начал плеваться лучом плазмы и сжигать всё и вся на своём пути (типа, не будите спящую собаку, ага) какая-то по-детски наивная. Ну, вот правда, сюжетец, прямо скажем, какая-то ерундистика полная. Я понимаю, наша русская детская сказка "Аленький цветочек" - вот это реально был кошмар (особенно в версии советской анимации - наверное, это самый страшный мультик, что я видела). А тут что? Огромный динозавр спал в анабиозе? Он что, самадхи был? Чего не высох? Почему всё-таки не сдох? Как атомная бомба вообще может что-то оживить? Самое главное, чем он питается? Как испражняется? Думаю, что его какашки должны быть не менее страшны, чем плазменные лучи, которыми он пулялся, как лазером - представляете, если на тебя вдруг его куча свалится? Монстр очень сильный, мусклистый. Значит, ему нужно много энергии на поддержание такого огромного количества миоцитов. Снова возвращаемся к вопросу, чо он жрёт? И если он такой злой, зачем его надо было сразу пытаться побороть? Насколько я понимаю, ящерица эта разозлилась не просто так, и крошит она всё и вся не потому что ей это нравится - это месть Человечеству. Наверное... Но в целом, опять же, с этой ящеркой, возродившейся от атомной бомбы, пытались бороться, сбросив на неё ещё кучу этих самых бомб. Странно, что кора Земли не треснула от такого взрыва (хотя по идее должна была). И тут авторы пошли ещё дальше: Годзилла такой страшный оказался, что Человечество решило свалить с Земли. То есть не японцы массово мигрировать в другие страны, а сбежать на край галактики. Причём, уцелело из 7 миллиардов что-то с пол-Воронежа, не больше, а потом и вовсе осталось людей на Суздаль (привожу русские города, потому что кто знает, что там в Японии делается?). Правда, не добежали - запасов не хватило, попутно успели выпилить стариков, решили вернуться и сесть не куда-нибудь, а туда, где очень давно Годзилла развлекался разрушением человеческой цивилизации. И тут тоже вопрос: а чего они решили сесть обратно в Японии? Может быть, Годзиллы не было в Африке. Или вообще в Австралии или в Южной Америке. Пока они там куролесили по Вселенной, на земле прошло 100500 лет (не буду точно говорить сколько), но это, как выяснилось, не сильно помогло... не говоря о том, что у религиозных фанатиков совсем крыша потекла и они решили сделать ещё хуже...

Так что сам монстр тут ещё не настолько бредов в своей сути - тут бреда хватает и в других частях этого произведения. По большому счёту, это история-катастрофа, где условия самой катастрофы хоть и бредовые, но её всё-таки нужно воспринимать как стартовую точку сюжета: Человечество потеряло Землю, но всё равно жить без неё не может, поэтому они попытались её вернуть. Хоть для кого-нибудь, хотя случилось всё ровно по Дж.Карлину: Земля как была в порядке, так и осталась, это людям пришла кобзда.

И тем не менее, смотреть было довольно интересно, потому что если отбросить мысли типа "не, такого быть не может", можно посмотреть на эту историю с другой стороны: а что человечество вообще может противопоставить реальным угрозам, которые вполне могут быть сопоставимого масштаба? Нам предлагается рассмотреть вариант нападения сферических коней из вакуума (и параллельной вселенной), в котором, впрочем, сразу очевидно одно: если не инопланетяне, то никто. Т. е. люди как вид сами ни на что не способны и сами себе помочь не могут от слова "совсем". Но и инопланетянам мы на самом деле нафик не сдались, и здесь есть ряд причин: то яиц не хватает, то мозгов, то достоинства, то просто обычного смысла жизни. Куда ни кинь, везде клин, потому что сбежать людям с планеты тоже помогли инопланетные технологии. Сами знаете, в каком состоянии реальная ракетная программа человечества - тут вместо того, чтобы устроить глобальную коллаборацию, как и положено развитым мирам, у нас тут некоторые батутами меряются, потом покупают себе квартиры по полмиллиарда рублей и ещё пытаются чего-то пыжить из себя на международной арене вместо того, чтобы признать: да, Юра, мы всё просрали. Увы. Ты был первым в списке, у которого есть конец. Как ни печально...

Человек по-настоящему жив, когда у него в голове есть идея. Или в сердце. Или в душе (это кому как угодно - главное, что эта идея должна быть жива). Если идеи нет, то получается существование, лишённое каких-либо гуманистических идеалов (в смысле, возвышенных представлений). Не даром в этом аниме звучит мысль: выжить - значит, выиграть, умереть - значит, проиграть. Но что есть человеческая жизнь в принципе? Кто сказал, что в человеческой жизни самой по себе есть какая-то ценность? Почему существование важно, когда оно очевидно конечно не только в рамках отдельного индивидуама, но даже в рамках популяции? Жизнь сама по себе бессмысленна, а учёные, которым действительно интересно познавать мир и развиваться, а не только трахаться, жрать и срать - ну, это какие-то сумасшедшие, которые нормальным людЯм только жизнь портят. Фтопку учёных, давайте песенки петь у костра в пещере, пока Годзилла отвернулся. Правда, всегда может найтись храбрец с яйцами, который понятия не имеет, зачем он живёт, но у него есть те, кто ему дорог (и неважно, что потенциально это могут быть его собственные дети), ради которых он без страха взойдёт на смертный одр, чем бы тот ни был.

И в этом смысле довольно интересно в историю вворачивается религиозная тема, в которой, с одной стороны, за все грехи разумные существа расплачиваются уничтожением мира, который они создали (ну, в первых рядах тут, конечно, были Содом и Гоморра, но авторы пошли дальше и решили не ограничиваться только нашей планетой), с другой стороны, опять же получается, что человеческая жизнь ничего не стоит, потому что ради каких-то религиозных бредней можно пойти на любое преступление только потому что смысла жизни всё равно нет. Религия может придать какой-то смысл жизни, однако здесь нужно понимать, что сама религия в общем-то то ещё зло (да-да, опиум для народа), потому что она заполняет пустоту, не меняя сути этой пустоты: пустота в мозгах так и остаётся пустотой, потому что если человек не хочет думать, его ничто не заставит это делать. А полагаться на других очень легко, и порой даже очень приятно, поэтому существуют армии, корпоративные культуры и любители подождать хороших царей взамен плохих.

Поэтому аниме в общем-то неплохое - симпатично нарисованное, хотя кому-то картонное 3D может не зайти, под симпатичную, местами весьма эпичную музычку, с потрясающими эндингами (от девушки XAI). Тут не стали заморачиваться на причинах и следствиях, показали три эпизода вполне конкретной проблемы, с которой Годзилла связан самым непосредственным образом, попутно показав, что Годзилла может оказаться ещё не самой большой проблемой... Короче, сюжет очень замороченный и, самое главное, раскрученный до конца. К слову сказать, тут очень важно посмотреть кадры после титров - они там важны по сюжету, причём, даже в третьей части. И это, кстати, странная фишка: показать финал уже после титров, хотя песни, конечно, очень красивые, поэтому и были лично мною прослушаны целиком и полностью.

Является ли этот фильм предупреждением? Не думаю. Человечество само по себе не существует в виде единого общества, оно разделено на ~200 глобальных частей, в каждой из которых люди достаточно атомизированы, чтобы не чувствовать себя частью чего-то по-настоящему большого и стоящего. Достоверно известно только одно: люди в большинстве своём не способны учиться на ошибках - ни чужих, ни своих. Прогнозирование, попытка просчитать на несколько шагов вперёд, да тупо проанализировать что-либо - явление не повсеместное. И я не стану говорить за другие страны, может быть, в Японии вся эта рефлексия по поводу атомных бомб не случайна, но вот в России составлять причинно-следственные цепочки в своей массе люди ещё не научились (и тут я даже не хочу ни на что намекать). Поэтому данная трилогия не способна оказать какое-либо массовое культурное воздействие. Для большинства это будут просто очередные фильмы про Годзиллу. Кому-то будет прикольно. Кто-то скажет, что графика плохая. Кто-то будет сетовать на то, что Годзилла "уже не торт" (может быть, не знаю - я обычно не смотрю такие фильмы). Мне же этот фильм не сказал вообще ничего нового, довольно предсказуемый сюжет, много стандартных штампов (даже если они взяты из реальной жизни), логичное развитие и даже понятный финал. Почему всё-таки не ругаю это кино? А за что его ругать? Авторы сделали, что могли. Они не виноваты, что мы в таком мире живём. А вот обычные граждане - к ним оооочень много вопросов...

Комментариев нет:

Отправка комментария