30 авг. 2020 г.

Ajin

Здесь будет заметка сразу про три аниме, существующие самостоятельными "реестровыми" записями на world-art.ru/animation, а именно: фильм Ajin 2015-го года и два сезона ТВ-сериалов - Ajin (2016) и Ajin 2 (2016). На самом деле так называемый фильм - это компиляция обоих сериалов в три полнометражных эпизода с зачем-то вырезанными сценами, которые уточняют мотивацию героев и обстоятельства происходящего. То есть, можно посмотреть либо фильмы, либо сериалы (это реально одно и то же), хотя я лично рекомендую посмотреть всё же сериалы, потому что они получаются более полноценными историями. Оба сериала на 13 серий, но если повырезать "в предыдущей серии...", а также опенинги и эндинги, то суммарно получится сюжетов примерно как раз на три полноценных фильма, причём, последний из них идёт 2 часа.

Мне пришлось посмотреть всё, потому что сначала я посмотрела фильмы, потом только выяснила, что надо было сразу к сериалам переходить. Но сразу скажу, что пересмотреть одну и ту же историю 2 раза подряд мне вообще-то было несложно, потому что история мне понравилась. Хотя всё равно рекомендую не повторять моих ошибок.

Итак, о чём эта история?

В основе её лежит манга, которую на русский язык перевели вполне себе нормально: Нелюдь. Ибо иероглиф "人" - это человек, перед которым поставили латинское отрицание в японской версии "亜" (звучит как "а"). Получается "нелюдь" по-русски. Однако в названии манги присутствует уточнение: "Ajin: Demi-Human" - вот отсюда "получеловек" и выползает, из-за французской (на этот раз) приставки "demi", которая так и переводится - "полу". Хотя, как по мне, так лучше бы не переводили этот термин и оставили бы его без перевода как "адзин", потому что в любом языке всегда полно заимствований из самых различных языков, в этом нет ничего необычного. Мы же привыкли использовать слово "вампир", хотя у нас есть своё славянское "упырь" или даже "вурдалак" (последнее слово, кстати, стало популярно благодаря А.С. Пушкину), так и здесь можно было бы сделать. Потому что когда по тексту звучит "получеловек" в качестве обозначения чего-то пугающе-непонятного, то, честно говоря, это слово не пугает. Совсем.

А вот слово "нелюдь" очень даже подходит к истории, потому что сюжет разворачивается вокруг представителей людей нового вида: бессмертных и обладающий некоей Невидимой Чёрной Материей (НЧМ) (которую видят только сами получеловеки-нелюди-адзины). Некоторые зрители упрекают данную историю в отстутствии объяснения, откуда взялись эти получеловеки-адзины, что это за НЧМ и что вообще повествованию явно не хватает физики происходящего. Однако я решила для себя, что можно допустить концепцию адзинов как художественную условность (типа тех же вампиров). Это всё-таки не научная фантастика, хотя фантастика - безусловно, тем более что предыстория у появления данного типа людей всё-таки какая-то постапокалиптическая (хотя в аниме об этом ни слова).

Итак, у нас здесь очередная тема бессмертия. Главный герой производит впечатление хладнокровной твари, но вообще-то мальчик просто очень рационален, и потому его логика мне лично не кажется отталкивающей - он прекрасно осознаёт, что он в этом мире один и он не нужен никому. Так с хера ли ему страдать за тех, кто в потенциале вообще-то видит его врагом? Он не протягивает руку помощи всем и вся? Ну, дык, очевидно, что он не идиот. Хотя на самом деле и не злодей. Персонаж на самом деле удивительный, потому что в нём нет борьбы Добра и Зла, он просто мыслит разумно, но при этом всё-таки не сволочь.

Другое дело, какие взрослые в итоге окружают его...

История странная в том смысле, что мы пока не можем однозначно утверждать, каков конец у этой истории. Манга, насколько я поняла, ещё выходит, и конец у истории открытый. С одной стороны, здесь можно сделать полноценное продолжение, чтобы выяснить, как победить этих самых неумирающих адзинов (тех, что реально сошли с ума). С другой стороны, авторы нам вроде как показывают бессмысленность борьбы с выжившим из ума бессмертным, для которого бессмертная жизнь становится интересной только в виде игры.

И как бы подспудно мы получаем весьма интересный вопрос: а что такое жизнь на самом деле? В чём её главная ценность? Существовать можно по-разному, но достигнуть успеха в стремлении прожить жизнь в спокойствии можно разве что в режиме "не отсвечивай", чем наш главный герой и пытался заняться, даже не зная, что он адзин. Самое главное, что авторы не отрицают различие во внутренней морально-нравственной организации не только героев, но и в принципе у всех людей, показав, что кто-то всегда будет сволочью, а кто-то всегда будет Человеком вне зависимости от его физиологических особенностей. И это одна из самых сильных сторон этого аниме - люди действительно настолько разные, что по идее мы уже давно должны были бы научиться принимать тех, кто не такой, как все... однако люди почему-то до сих пор не хотят уметь это делать. И это открытый вопрос, почему так? Видимо, есть в этом мире вещи, которые никогда не поменяются - ну, разве что когда-нибудь Человечество во что-нибудь эволюционирует... если не вымрет...

Самая ужасная концепция манги (и, соответственно, аниме) - это то, что полулюдей-адзинов почему-то решили лишить всех гражданских прав, приравняв их даже не к животным (у животных в развитых странах уже тоже есть права), но к предметам. Здесь концепция такова, что наличие разума не делает тебя человеком. То есть человек - это обязательно смертное существо из рода homo sapiens без всяких там НЧМ. И как бы сразу возникает вопрос: а как же разум, чувства, способность мыслить и анализировать, да даже любить в конце концов?.. То есть в данной концепции отметается и декартовское "cogito ergo sum" - типа, ну, мыслишь ты, ну и чо? Нам надо разрабатывать новые виды оружия и проводить опасные фармакологические исследования, так что потерпи, пока мы тебе руки отпиливаем - всё ради науки же! Или даже ради страны!.. Честно говоря, ужасно это всё, потому что прекрасно понимаешь: будь такие люди на самом деле, правительственные чиновники и всякие силовики непременно именно такие эксперименты и ставили бы. Мы же помним опыты японских врачей в Харбине, когда врачей заставляли делать вскрытие живых людей без наркоза, чтобы врачи приучились причинять боль 0.о (тут не только facepalm, тут в принципе хочется закрыть лицо руками).

И вот здесь интересно отметить, что в интернете мнения по данному тайтлу разошлись как раз в том ключе, что негативные отзывы связаны не с качеством самого произведения - зрителям не понравилось, что авторы вытащили из существа под названием "человек" всё его дерьмо. И в данном случае я даже не знаю, имеет ли это отношение к "чёрному призраку", который адзины могут призывать себе на подмогу - бошку там открутить кому-нибудь или пошпионить за кем-нить. Аниме действительно показывает суровость существования бесправного человека, который вдруг оказался не таким, каким хотелось бы большинству. Ведь если этого адзина не трогать и дать ему права, то он отличается от остальных только тем, что в случае смертельной аварии он выживет. При этом они могут расти (главный герой стал адзином в детском возрасте, это не помешало ему вырасти до подростка). Вся история разворачивается в общем-то только  из-за уродского поведения чиновников, находящихся на подсосе у военных, а так по идее дзины и адзины вообще-то могут сосуществовать вообще без каких-либо проблем.

И тем не менее, история предлагает нам сложную интригу с кучей тяжёлых ситуаций, из которых хрен его знает, как можно было бы выйти наилучшим образом. И если закрыть глаза на причину появления НЧМ в отдельно взятых людях, то в целом смотреть интересно, потому что это аниме хоть и содержит огромное количество бредовых фантазий, но всё-таки они выстроены в единую логическую канву и если не придираться к деталям, как же такое всё-таки могло бы быть, то смотреть действительно нескучно.

Что касается графики. Эндинг фильмов стал потом заставкой у сериалов (возможно, с некоторыми перекадровками и, соответственно, отдельными песнями). Сама графика явно компьютерная, потому что она плосковата, без какой-либо изысканности, присущей графике середины первого десятилетия 21 века (как это было в 2005-2007). Мне кажется, что данный стиль как раз характерен для второго десятилетия 21-го века, в будущем его отработают и дальше мы не будем видеть столько ломанных движений, хотя вообще-то в движениях героев очень много реального. Кому-то, конечно, не понравится, но мне нравится, что здесь многие азиаты похожи на азиатов. Хотя есть и типичные аниме-персонажи (типа каваек и суровых блондинов). В целом графика у меня не вызывает ни нареканий, ни восторгов - для меня вообще сюжет всегда стоит на первом месте, да и когда читаешь субтитры (тут много диалогов), замечаешь только очень плохую графику. Здесь такой, к счастью, нет.

Музыка подобрана хорошо, эндинги и опенинги приятные, пара песенок даже попала в мой аниме-сборник. Что касается фоновой музыки, то здесь мы опять имеем работу Юго Канно, который своё дело знает. Драматизьму нагоняли, когда надо, и вообще музыкальное оформление мне в целом очень понравилось.

Что касается персонажей, то здесь все герои очень хорошо прописаны. Образы целостные, хорошо проработанные, в том числе и с точки зрения мотивации. Некоторые бесят, некоторым сопереживаешь, некоторые вызывают недоумение. Правда, почти никто не восхищает, хотя мне лично понравился профессор Огура - колоритный персонаж, такие люди в принципе мне всегда импонируют.

Что можно сказать в качестве заключения? Нам предлагается история с оригинальным сюжетом, которая по сути не рассказывает ничего нового: люди в основной своей массе уроды. И дело не в физических недостатках - речь о внутренней душевно-морально организации. Я, конечно, понимаю, что это японское произведение, но Япония - далеко не единственная страна в мире, где человеческая жизнь ничего не стоит. Пожалуй, стоит ещё поискать страну, где человеческая жизнь по-настоящему представляет ценность. Потому что если правительство в борьбе с террористом не брезгует применять газ VX (а это боевое отравляющее вещество из группы ФОС - тех самых, что являются печально знаменитыми ингибиторами холинэстеразы), то невольно возникает вопрос: а зачем тогда правительство в принципе нужно, если жизнь обычных граждан для них не имеет значения? Тут вообще можно было бы о многом порассуждать, но всё-таки предлагаемые задачи имеют изначально нереальные причины возникновения, поэтому это всё-таки больше произведение развлекательного плана. Да, невесёлая история получилась, про борьбу с какими-то монстрами (хотя кто здесь монстр - это ещё тоже очень хороший вопрос), но в целом щедевр не получился как раз именно потому что авторы не замахивались на заоблачные высоты настоящей философии.

Но в целом получилось очень даже неплохо. Особенно мне второй сезон понравился - там драма и интрига покатились по нарастающей, так что смотреть было реально интересно. В конце концов, это что-то новенькое. Если будет ещё к какое-то продолжение помимо OVA, про которую поговорим отдельно - обязательно его посмотрю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий