12 янв. 2010 г.

Aoi Bungaku Series

“Классические истории” – экранизация шедевров японской литературы середины ХХ века. Дадзай Осаму, Сакагути Анго, Нацумэ Сосэки и Акутогава Рюноске. Скажу честно, что из всех перечисленных авторов читала только последнего. Посему могу сравнить с оригиналом только две последние арки. Но это и не важно на самом деле. Читали ли вы эти произведения, или нет, для просмотра аниме это не имеет ровно никакого значения. Шесть арок уже стали самостоятельными произведениями искусства.
Аниме представляет из себя шесть историй, которые можно смотреть в любом порядке, в любой последовательности. Их даже рисовали отдельные авторские коллективы, так что имеет значение лишь последовательность серий в арке. Аниме нарисовано великолепно, местами просто изумительно. К нему написали очень красивую музыку (жаль, что ОСТа нигде пока нет). С технической точки зрения это аниме выше всяких похвал. Однако ценность его заключается далеко не только в этом. Гораздо важнее сами истории.
Япония – далёкая, загадочная страна, которая, тем не менее, лично мне никогда не казалась прекрасной. А после прочтения некоторых японских романов и подавно. Не самое лучшее место на Земле. Поэтому и истории вышли не очень-то уж лёгкими для восприятия. Истории маленьких человечков, которые либо не хотят, либо не могут сопротивляться своей судьбе. Уж слишком много у них детерминированности в размеренной жизни. Не случайно в Японии так много самоубийств – порой кажется, что это единственный разумный выход из сложившейся ситуации.
Однако не стоит забывать, что действие в историях происходит в середине ХХ века – не самое мирное время для планеты. Экономический кризис, безработица, отсутствие перспектив – разумеется, всё это не обошлось без духовных кризисов отдельных личностей. А в случае, когда моральных сил особенно и не находится, ситуация становится тяжелее вдвойне. И лишь герои эпоса оказываются способными сопротивляться навалившимся на них несчастьям. Только вот большинство обывателей далеки от эпохальных героев. Слишком далеки. И чем героичнее фантастические герои, тем прозаичнее и бледнее на их фоне обыкновенные люди... Да, могу признать, что это аниме фактически шедевр. С художественно-изобразительной точки зрения шедевр безусловный. Но я не люблю подобную литературу. Я не люблю обывательское самокопание и терзания “маленьких людей”. И не потому, что “маленькие люди” (практически по Достоевскому или по Чехову) вызывают у меня отвращение. По большому счёту эти люди вообще не вызывают во мне никаких чувств, поскольку я не сторонник апатичного восприятия жизни. Я считаю, что твоя судьба – только в твоих руках. И если у тебя нет даже желания что-либо изменить, не говоря уж о силах – то это твои проблемы, и только твои. Если тебе что-то не нравится в твоей жизни, изменять её должен ты сам. Никто другой не может этого сделать, да и не вправе. Я не люблю тех, кто боится борьбы. Наверное, именно поэтому мне больше всего понравились третья и четвёртая арки (Kokoro и Hashire Melos, соответственно). Эти истории мне показались сильнее прочих. В них больше жизни, больше чувств и эмоций... Хотя я иногда не понимаю слишком гордых людей, мне кажется, что не зря гордыня считается у христиан одним из смертных грехов, ведь излишняя гордость никогда не приносит никакой пользы. Всё должно быть в меру. Ну, это само собой разумеется.
Сериал вызывает на самом деле противоречивые чувства. Он действительно заставляет задуматься, а между первыми арками мне даже пришлось брать перерыв. Мне понравилось, как авторам удалось передать атмосферу литературного произведения. Смотр был похож на погружение в литературные мыслеформы, и это одна из самых сильных сторон этого аниме. Другое дело, как ты лично относишься к героям представленных произведений. Что же, по тому, какие произведения в Японии считаются классикой, можно сделать однозначно неутешительный вывод, почему же японцы так полюбили сериал «Neon Genesis Evangelion». Нация маленьких, затюканных людишек, внешнее психологическое давление на которых столь велико, что это неизбежно приводит к различных душевным мутациям, проявляющихся в столь разнообразных извращениях, какие нам про них известны. Конечно, нельзя мести всех под одну гребёнку, однако отрицать существование национальных слепков бессмысленно. У каждой нации есть что-то, что присуще только им. У японцев слишком велико влияние Традиции – причем, Традиции жёсткой, бессердечной и не терпящей компромиссов. Многие японские сериалы изобилуют признаками борьбы с этой жёсткой Традицией, и это является лишь признаком того, что невозможно оказывать психологическое давление вечно. И это очень хорошо, что существуют подобные литературные произведения – книги, позволяющие японцам посмотреть на самих себя под другим углом (в этом смысле особенно ценна арка «Sakura no Mori no Mankai no Shita», в которой мы видим доселе немыслимый, казалось бы, взгляд на цветущую вишню). Я не против следования Традиции, однако когда встаёт выбор между становлением Личности и следованию предписаниям предков, то, мне кажется, разумнее выбирать первое. Конечно, традиция традиции рознь, и если речь идёт о приготовлении саке, то проверенные рецепты, конечно, предпочтительнее. Но когда речь идёт о формировании личности, особенно личности ребёнка, не стоит ли пренебречь древними предрассудками и воспитывать человека так, чтобы он в итоге стал Человеком?.. Вопрос, разумеется, риторический, и мне не очень хочется поднимать дискуссии на педагогическую тему. Важно другое. Важно то, что писатель является зеркалом той эпохи, в которой он живёт – зеркалом, отражающим всё хорошее и всё плохое, что имеется в настоящее время. Это зеркало существует только с единственной целью: выбрать истинные ценности и отринуть всё дурное. Иначе смысла нет никакого. Книги должны помогать учиться понимать свою жизнь, учиться понимать окружающих...
Хотя у меня есть ещё один взгляд на писательскую деятельность, но к данному аниме он не имеет никакого отношения...
Что касается самой последней арки, Jigoku Hen. В ней рассказывается история художника, который погубил собственную дочь только для того, чтобы увидеть то, что он при иных обстоятельствах никогда бы не увидел. Ну что же, я могу только посочувствовать дочери этого художника, потому что на самом деле подлинные мастера способны изобразить невидимое. В этой связи мне вспоминаются рассказы про художников эпохи Возрождения – например, Микеланджело или Леонардо да Винчи. Они могли изобразить летающих людей с такой анатомической точностью, как будто действительно видели это наяву. А секрет был прост и сложен одновременно – они просто изучали строение человеческого тела, поэтому предсказывали поведение мышц человека в состоянии полёта. Искусство – это создание того, чего не было. А в совокупности с одним из вступлений к одной из серий, в котором рассказывается о том, что в середине ХХ века в Японии стали популярны рассказы от первого лица – т.е. рассказы очевидцев – могу сказать, что если называть искусством копирование с реальности, то такое искусство всё-таки ближе к ремеслу. Очень высокому, качественному ремеслу, но это не создание чего-то нового. Я, конечно, понимаю, что необходимо обладать определённым искусством изложить то, что увидел, но синтезировать мир, который не существовал – на это способны далеко не каждые мозги. И большинство писателей на самом деле на это не способны в принципе. Большинство писателей занимается описательством. Так и художник из последней арки – ему не хватило таланта изобразить то, что он не видел. А перерисовывать... Извините, этому любого научить можно. Техники отработаны. Равно как и научить играть человека без слуха... Но это уже опять не по теме…
Советую ли я посмотреть эти анимешки?.. Безусловно советую. Безусловно это одно из самых сильных аниме 2009-го года. Но мне не хотелось бы, чтобы люди восхищались этим аниме только потому, что увидели экранизацию безусловных японских классиков. Эти истории созданы не для развлечения. Но они способны помочь переосмыслить собственную жизнь, что является признаком высокого искусства. Вот ради этого их и стоит посмотреть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий