23 сент. 2020 г.

Tokyo Ghoul

"Токийский гуль" - первый сериал в череде последующих, в основе которых лежит одноимённая манга, повествующая о жизни мистических существ-гулей во всех её многогранных аспектах.

Гуль - существо из восточной мифологии, людоед с некоторыми характерными признаками, которые в данной истории решили видоизменить, дав токийским гулям возможность среди людей выглядеть как люди. И здесь сразу нужно сказать, что перед нами - очередная история, где человек - не венец пищевой цепочки.

Удивительное дело - все эти истории, где есть существа, пожирающие людей. Мы уже привыкли к историям про вампиров - бессмертных существ, питающихся человеческой кровью. К этой же категории можно отнести оборотней - они тоже пьют кровь людей в качестве удовлетворения алиментарных потребностей, и при этом тоже живут долго (не сказать, чтобы на самом деле счастливо). И мы прекрасно понимаем, что все эти кровососы с длинными когтями и зубами - это просто фантазии о хищниках, возникшие прежде всего из страха перед смертью. А чтобы эти фантазии не выглядели бы слишком обидно, их приправили негативной коннотацией: типа, да, живёшь вечно, но в тени, без солнечного света и багета с чесночным маслом, попивая кровушку на завтрак, обед и ужин, иногда прямо из шейной артерии.

Впрочем, мировая мифология знает и других любителей полакомиться человечинкой - всякие там монстры и демоны, питающиеся человеческой плотью. И это тоже всё мифы, возникшие на почве страха перед смертью, причём, корень у них бывает довольно невинен: типа, "Не ложися на краю, придёт серенький волчок и укусит за бочок" (с) какой-то народ. То есть страшилки всегда были и будут суть пугалками, и в этой связи довольно забавно видеть, что жанр страшилок перестал быть детским, хотя исторически всё это предназначалось исключительно для детской, неокрепшей психики, которую необходимо было сформировать таким образом, чтобы передвижения детских особей в пространстве не сильно докучали взрослым.

Однако по мере развития общечеловеческого сознания (если можно так выразиться) страхи обычного человека тоже эволюционировали. В результате появился вполне закономерный страх возмездия за собственные деяния. Причём, я до сих пор считаю, что лучше всех на эту тему высказался Люк Бессон в своём потрясающем фильме "Пятый элемент", где рыжеволосая инопланетянка Лилу смотрит картинки на букву "W" со словом "war". Человек несовершенен и с этим утверждением будет спорить только дебил, оно и понятно. Человечество даже не сколько уже успело натворить всяких разных бед, оно пока плохо само себе доказало, что нет, оно всё-таки достойно существования. Да, в том же "Пятом элементе" попытались выставить ценность любви (тут, правда, надо не забывать, что товарищу Бессону ещё и денег надо было заработать) как обоснование, почему человека как такового выпиливать всё-таки не стоит, однако замечу, что преумножение биомассы как результат некоего приятного физиологического процесса - сомнительный повод для гордости. Либералы про все наши размышления (в том числе) сказали коротко, но ясно: "Как потопаешь, так и полопаешь". Поэтому страх людей перед смертью, как возмездием за содеянное, вполне очевиден, поэтому появилось так много историй про существ, которые жрут людей, внешне похожих на свой корм. Причём, мы уже знаем истории (Паразит, например), где так прямо и заявляется: человечество доказало своё несовершенство, посему достойно тотального выпиливания.

И ведь не поспоришь!..

Да, это великолепный страх для среднестатистического обывателя. Ты сидишь себе такой, уверенный в утверждении, что именно ты, сидящий на мягком уютном диване перед телевизором, щёлкающий кнопками на пульте, венец эволюции, а тут тебе говорят, что, возможно, где-то на планете Нибиру, которая завтра как раз будет пролетать мимо нас, живёт существо, жаждущее сладкой плоти твоего дрябленького тельца...

Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что плевать хотел обыватель на все подобные страхи. Это проблема исключительно нескольких авторов, которым не хочется повторения пройденного. Поэтому здесь мы видим не более чем переосмысление глобальной пищевой цепочки на планете Земля в рамках умозаключений одной конкретной группы авторов (сценаристы, режиссёры там всякие, ну и конечно мангака - я имею в виду всю эту бравую компанию).

К чему такое пространное вступление?

К тому, что внешне это аниме как будто бы даже совсем ничем не примечательное. Закон сохранения массы здесь несущественен, законы гравитации тоже, трансформация людей в гулей и наоборот происходит таким образом, будто внутри гуля открывается межпространственный портал, откуда всё это лезет (даже если ты маленькая сопливая девочка). Главный герой - нытик и даже какой-то соплежуй. Его окружают разной степени шизоидности придурки, причём, дохрена ещё и истериков... При этом версию а-ля "Ромео и Джульетта" нам здесь тоже не показывают (как это было в Kemonozume, например). Казалось бы, ну чего тут смотреть?

Но, во-первых, нас ждёт впереди дохрена сезонов (4 для порядочного аниме - это много, у нас вообще на этой почве только одно исключение - GitS). Во-вторых, тут есть одна интересная фишка: в каждом сезоне у главного героя новая причёска. И эта причёска отражает разные степени внутреннего душевного состояния главного героя, что на самом деле не такая уж несущественная хрень, если подумать.

В этой (первой) части мальчик Канэки Кен жил себе, не тужил, книжки читал, в институт поступил (первокурсник он). Нравилась ему одна девочка... Он даже до дому её как-то решил проводить... И даже нельзя тут сказать, что он какой-то наивный дурачок - напротив, пострадал он как раз из-за того, что был нормальным парнем, а не каким-то хамоватым быдлом. Короче, до дому парень не дошёл, причём, ни до какого - оказался в центре жутких событий, в которых опять возникает тема экспериментов над детьми (ей-богу, меня это уже начинает пугать - сколько же историй в Японии про эксперименты над детишками?). Но по сути про этот сериал долго рассказывать не стоит, потому что он ознакомительный. И последняя серия, которая кажется многим затянутой и даже неуместной - это приглашение в дальнейшие путешествие по этому жутковатому миру, где есть существа, которые вынуждены питаться человечиной, и ничего другое им в качестве пищи не мило, кроме ещё разве что кофе.

Забегая вперёд, скажу, что этот сезон надо смотреть терпеливо - все ответы будут потом, в продолжениях. Этот сезон - затравка на будущее, где не всё так однозначно на самом деле. Хотя меня почему-то сразу удивило, почему монстры-гули показаны здесь лучше, чем охотники за ними, которые вроде как стараются на благо людей (в смысле, чтобы гули людей не жрали)? В общем, пока могу только одно сказать: это очень неоднозначная история. И если уж браться её смотреть, то всю, до конца... а то ещё и мангу потом неплохо бы почитать, поскольку авторы здесь всё-таки могут не только умело карандашами по бумаге водить - это важно.

Как правильно сказали в одном из комментов на в WA, этот сериал заслуживает того, чтобы с ним познакомиться.

А уж после последней серии мне и вовсе стало крайне любопытно, что же будет дальше. Но - обо всё по порядку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий