1 окт. 2019 г.

Boku dake ga Inai Machi

Аниме "Город, в котором меня нет" кто-то считает триллером, но по мне, так это мистический детектив с драматическим уклоном, потому что соплей здесь вообще-то много. И все они в общем-то связаны с общечеловеческими переживаниями одиноких людей, которые не верят в существование справедливости в этом мире. Нормальное такое в общем-то чувство.
Это аниме очень многим нравится, оно даже входит в топ-25 на WA, однако большая популярность - это уже повод засомневаться для истинных ценителей (и не обязательно жанра).
На мой взгляд, аниме слабовато вышло, но для своей аудитории это может быть даже шедевр. Не знаю, я точно не целевая аудитория. Хотя бы потому, что не люблю всякие первыверты с путешествиями во времени ("Врата Штейна" я вот тоже не оценила). А что касается детективов, то не люблю такие, где я убийцу вычисляю быстрее героев на экране. А здесь убийца довольно быстро вычисляется, причём, не убийца, а маньяк даже правильнее будет сказать, причём, маньяк такой странный, ибо история про паутинку (за авторством вообще-то Акутогавы Рюноске), конечно, известная, однако в данном случае она как-то слабо притянута к данному сюжету, где у всех жертв есть в общем-то сходные черты, не имеющие никакого отношения к данной притче.
Короче, тема маньяка не раскрыта, и это самый главный минус. Хотя сама история по себе в общем-то закончена, авторы постарались всё свести воедино, как могли, правда, без надувных роялей в кустах не обошлось, но слишком уж маленький формат, наверное - не удалось авторам лаконично рассказать эту историю, чтобы она действительно смотрелась бы шедевром.
Хотя это ещё большой вопрос, смогло бы это аниме по-настоящему стать шедевром?
Попробуем разобраться в этом вопросе.
Что здесь есть из плюсов? В общем-то это красивое аниме, с потрясающим опенингом (реально, люблю эту группу - Asian Kung-Fu Generation [кстати, надо бы обновить дискографию...]) и симпатичным эндингом. Тема школьников меня здесь совсем не смущает, как и попытки напоминать зрителю, что главному герою вообще-то 29 лет, просто в силу мистических обстоятельств он оказался в теле 11-летнего ребёнка. Ок, даже это можно простить, и не буду придираться к тому, что каким-то невероятным образом мальчик путешествует во времени.
И вот здесь начинается главный минус для меня, потому что, видимо, всё-таки я испорчена рассказами Бредбери. Ведь не мог герой, вернувшись назад, условно говоря, хотя бы случайно не раздавить ни одной "бабочки". 
Хотя здесь можно задать ещё один вопрос: а чего я тогда хочу, если смотрю истории, нарисованные нашими далёкими японскими собратьями, которые плевать хотели на мнение зрителей из других стран, смотрящие их рисованные движущиеся картинки преимущественно нахаляву?
Чего мы вообще хотим в этой жизни?
И вот это интересный вопрос, который, как ни странно, присутствует в данном аниме. Возможно, подсознательно аудитория именно к этой осмысленности и тянется, потому что большинство из нас ведь действительно не умеет ценить момент жизни здесь и сейчас. Нет, есть определённая группка людей, которая это делать умеет. Более того, есть ещё более определённая и гораздо менее численная группка людей, которая считает, что момент здесь и сейчас ценить вообще нет смысла, ибо жизнь пуста и бессмысленно, и само существование суть тлен (жизнь действительно можно назвать венерическим заболеванием, передающимся половым путём, с летальным исходом)...
Однако, заявив такой вопрос в начале истории, авторы увлеклись расплетанием сюжетной паутины, которая увела нас к развязке, так кто же всё-таки маньяк, похищающий беззащитных маленьких девочек, оставив философию глубоко позади.
Мне всё-таки очень нравится сериал Mindhunter, который сейчас выпускает Netflix (кто не смотрел, рекомендую). Тот сериал снят по книге одного ФБРовца, который первым задался вопросом, что маньяки - это не совсем обычные убийцы (частично я уже пыталась рассуждать на эту тему в одной из предыдущих заметок). Так вот, одна из характерных черт любого маньяка - это наслаждение властью, причём, даже не над конкретным человеком (хотя это тоже), но в целом над обществом, над обстоятельствами. В этом смысле у любого маньяка всегда есть какая-то цель. Скажу честно, я в принципе не верю в поступки без причины. Мотивация - это самая интересная часть человеческой психологии, и в этом смысле гениальность того или иного автора всегда рассматривается с той точки зрения, раскрыл ли он в достаточной степени (в зависимости от формата излагаемой истории) мотивацию своих персонажей.
В этом аниме я не могу ответить положительно на этот вопрос, потому что да, можно о многом догадываться, и я вообще-то тот человек, который никогда не повесит картину Малевича вверх ногами (даже если это "Чёрный квадрат"), но всё-таки не я одна заметила, что данная история рассказана не без пробелов и не без притянутых за уши элементов.
Аниме неплохое. Даже, можно сказать, хорошее, особенно если учесть, что я довольно быстро его посмотрела (впрочем, 12 серий сложно долго смотреть). Я так вообще поставила ему 8/10, потому что смотреть было в общем-то интересно. Но всё-таки чего-то не дотянули авторы. Возможно, здесь проблема в том, что начало предвещало нам как бы постоянные "перемотки", в которых ГГ в каждой серии кому-нибудь помогал, но он застрял в одной истории, причём, прожив её дважды. Маньяка ведь реально на какой-то дурости поймали. Если заканчивать эту историю в рамках логики данной вселенной, то маньяк должен был остаться безнаказанным. К тому же, неважно, что ГГ удалось спасти трёх его жертв. Всегда можно было найти других (одиноких девочек, обижаемых родителями, во все времена в любых обществах было полно). И если этот маньяк так уж хотел убивать детей, то когда ГГ возвращался в своё время, он должен был находить в журнале новые имена. Однако маньяка зациклило почему-то именно на этих жертвах, и зрителям так и не рассказали, почему именно эти дети (история про паутинку не выглядит убедительно, особенно в свете того, что вообще-то Будда кинул её грешнику, а детей сложно назвать грешниками).
Я считаю, что тут можно было придумать массу интересных вариантов, как можно было бы развить эту историю. Видимо, всё-таки рассчитывали на детскую аудиторию, поэтому не стали увлекаться мотивами "Пункта назначения", хотя они сюда напрашивались. Как и "Эффекта бабочки" тоже испугались. Мне кажется, что это аниме в первую очередь стало жертвой своей аудитории (и не важно, что это ночной сеанс). Не побойся авторы отпугнуть впечатлительных подростков, мог бы выйти отличный жёсткий трешак, который привёл бы в итоге главного героя к реальному самоубийству, потому что авторы упустили одну очень простую мысль, которую, кстати, в тех же "Вратах Штейна" всё-таки упомянули - жизнь не просто сложная штука, все события ещё и слишком сильно переплетены между собой. Самая простая аналогия - это вспомнить, как у Кортасара в одном рассказе герой пытался представить себе все поезда, идущие в один и тот же момент времени по планете Земля. Кому сложно с поездами, зайдите на сайт flightradar24.com - там самолёты. Только самолёты и поезда как бы сами по себе, но в них всё-таки сидят люди. А люди - это судьбы. Кто-то не успел на самолёт, кто-то, наоборот, успел, а это был рейс МН17. И ведь действительно, один этот рейс скольким людям судьбы изменил, причём, речь не только о пассажирах. Короче, в данном аниме история получилась какая-то слишком простая. А когда авторы подошли к логическому тупику (типа, и чо теперь в конце делать?), они придумали какую-то откровенную хрень (вот правда, смотреть последние две серии было очень тоскливо). Этому аниме не хватило сложности, не хватило закрученности сюжета. Побольше историй, хороших и разных. Но, так как всё это снято по манге, видать, все вопросы всё-таки к первоисточнику.
Ну, не всё так плохо в этой жизни. Зато вот сейчас сижу, слушаю Asian Kung-Fu Generation - хороший такой j-rock  
ヽ(o´∀`)ノ♪♬

Комментариев нет:

Отправить комментарий