Наконец-то посмотрела этот фильм.
Сразу хочу сказать: Ghost in the Shell 1995-го года розлива и Ghost in the Shell 2.0 – это два самостоятельных произведения. Возможно, кто-то думает иначе. Но здесь получилось не так, как с раскрашиванием “Семнадцати мгновений весны” (хотя тоже намудрили с этим зачем-то… давайте теперь вообще все старые фильмы раскрашивать… а заодно и отменим чёрно-белую фотографию – ведь уже давно изобретена цветная, не так ли?.. *конец возмущённой иронии*).
В чём плюсы серии “2.0”? Картинка, картинка и ещё раз картинка. Прорисовка, современное 3D, замена зелёного спектра на оранжевый в духе Innocence (после чего второй фильм сразу начал гармонировать с первым… хотя… что здесь первое и что второе?.. ну да ладно…), вертолёты в стиле Sky Crawlers – перерисовали всё. Буквально всё, камня на камне, так сказать, не оставив. Ах, типа, старая рисовка была такая типа убогая… Такая… ммм… несовременная!..
И что интересно: эта новая, более совершенная, более симпатичная и более правильная рисовка убила в этом фильме самое главное: это больше не история любви. Это красивый боевик, интересный детектив, интеллектуальный киберпанк… Но нет самого главного – нет того, что так неожиданно цепляло, оставляя после себя странное послевкусие и ощущение чего-то глубинного, подлинного… неизведанного и трагического в своей сути – любовь киборга к киборгу… Нету этого больше.
Наверное, всё дело в том, что перерисованы глаза. Знаете, это мне напоминает историю Берлинской стены. После того, как Берлинскую стену разрушили, на ней оставили памятный кусок, который разрисовали самыми разными картинками, включая знаменитый поцелуй Брежнева с Хонеккером. Но за несколько лет стена обветшала, и педантичные немцы решили старые рисунки замазать, стену подреставрировать, а поверх нарисовать те же самые заново. Художники сразу возмутились этой фактически вакханалии, поскольку те картины рисовались на определённой эмоциональной волне, и даже если удастся повторить изображения, они будут уже другими. Это поразительное свойство любого творческого объекта – не важно, насколько он материален. Любое творчество – это результат не просто какого-то действа, эмоции там важнее всего (именно поэтому часто технически несовершенные творения могут трогать душу, а технически совершенные – оставлять равнодушным). Не забывайте, что такое 1995-ый год. 90-е годы ХХ века вообще особенное время, и не только потому, что в те времена развалился СССР – тогда много чего случилось, и сколько научных открытий интересных было, и какой был творческий подъём и у музыкантов, и у киношников… Да и вообще, это было какое-то непонятное, странное время… Киберпанк в те времена ещё вполне себе здравствовал (апогеем того периода стал 1999-ый год, когда вышла знаменитая “Матрица” братьев Вачовски). Нулевые XXI века – это время некоторого эмоционального спада. Я не говорю про нашу страну, я вообще про мир. Ни одного мало-мальски значимого, серьёзного открытия – практически всё, что нам кажется прикольными новинками – это ещё разработки ХХ века. В начале XXI века мир стагнировал, замер… Естественно, нет и той эмоциональной волны, которую волей-неволей заложили авторы ГИТСа образца 1995-го… И вот это, наверное, самое обидное чувство возникло у меня при просмотре: нет, теперь это просто боевик. Мотоко отдельно, Бато отдельно… Сознание ещё цепляется за старые образы, но скажу честно: этому фильму я бы никогда не поставила 10 баллов из 10ти. 9 – максимум (в общем, здесь история опять же повторяется с Sky Crawlers – там тоже вроде бы всё хорошо, но что-то недотянули, и ведь не сразу поймёшь, что именно).
Говорят, и музыку переписали. Честно сказать, переделали и некоторые сцены. Например, одна из значимых сцен, когда Мотоко плавала с аквалангом. Там есть сцена, когда она поднимается с глубины – и в первой версии показали её зеркальное отражение от поверхности. Здесь отражение сделали более реалистичным, да и ракурс другой – как бы технически сцена вышла более совершенной. Но сразу ушёл её смысл. Эмоционально-интеллектуальная нагрузка уменьшилась. И все эти размышления о копии-некопии… всё как-то уплыло, растворилось… Да и последующие сцены… Как и предыдущие… В общем… *махает рукой*… как будто, перерисовывая видимые слои, они забыли дорисовать тот самый главный, невидимый слой, который и создавал основу этого фильма…
Конечно, вы можете сказать, что я это всё себе придумала, но нет… Всё дело как раз в том, что тогда этот фильм рисовался на одной волне. А перерисовывался он на другой. Авторы уже думали о другом. Они уже получили дополнительный опыт. Что-то в их душах изменилось. Это ни хорошо и ни плохо, это просто есть.
Но я больше никогда не буду смотреть ГИТС 2.0. Этот фильм я могу использовать разве что для AMVшек – теперь его удобнее сочетать с кадрами из Innocence. Но если я захочу пересмотреть фильм Ghost in the Shell – я обязательно возьму первую версию. Не хочу менять те тонкие чувства, что спрятаны между пусть несовершенных рисованных линий старого фильма и которые отсутствуют на красивом совершенном глянце новой версии. После просмотра версии 2.0 я почувствовала в душе неприятное чувство лёгкого предательства – не по злому умыслу, не со зла… скорее просто по недоразумению (или откровенному желанию срубить бабла со старых дрожжей – возможно, это тоже играет свою роль, поскольку в кинотеатрах искушённую публику интереснее баловать 3D-стерео-картинками).
Разумеется, это моё сугубо личное мнение, с которым кто-то может оказаться очень не согласен. Но для меня вселенная GitS – это больше, чем просто набор фильмов-сериалов. У этой вселенной есть своя душа, свой дух. Удивительно, что отсняв Innocence, удалось сохранить эту душу (Innocence по праву можно назвать одним из самых красивых анимационных фильмов за всю историю человечества не смотря на все его три-дэ). Переделав Ghost in the Shell, создали гомункул – бездушную копию. Ведь душа осталась в оригинале.
Комментариев нет:
Отправить комментарий