2 сент. 2017 г.

Gekijouban Psycho-Pass


Отсмотрев два сезона «Психопаспорта», разумеется, взялась и за фильм. Тем более что предлагаемая история небанальна и совсем не проста, и можно сколь угодно плеваться над вторым сезоном, но нельзя не признать: идея, положенная в основу аниме, чертовски интересна. Она открывает просто-таки необъятное поле для размышлений, причём, на данном этапе развития человечества можно смело утверждать, что и ответы на поставленные вопросы мы услышим ещё очень не скоро.

Итак, фильм. На WA кто-то справедливо отметил, что этот фильм нужен как минимум чтобы узнать судьбу Когами-сана. Действительно, такого интересного персонажа слили в конце первого сезона, что без него даже как-то не особо интересно было. Хотя во втором сезоне, если честно, ему действительно не было места — с такими-то жизненными принципами! Но — здесь речь не о втором сезоне. А о фильме. Главная героиня — всё та же Аканэ Цунэмори, девочка-вундеркинд, адаптировавшаяся к своей работе под влиянием потенциальных преступников. Вообще-то она уже не девочка, а вполне себе взрослая молодая женщина, но это не важно, она всё равно ещё слишком молода. И по-прежнему не сомневается в целесообразности существующей системы «Сивилла».

Тут сразу скажу, что, мне не кажется случайным, что главный герой здесь женского пола. Женщины отличаются от мужчин прежде всего тем, что женщинам нужна стабильность. Не важно, хорошая или плохая (конечно, лучше хорошая), но главное — предсказуемая стабильность. В этом смысле любой обыватель — всегда немножко баба, даже если это мужик. Страх перед неизвестностью, неспособность встретить негативный опыт, абсолютное нежелание познавать чего-то новое — таких людей и в обычной жизни полно. А здесь получается, что «Сивилла» предложила обывателям самое главное: отсутствие беспокойства по поводу будущего. Они даже готовы получать жён и мужей по указке машины, лишь бы не думать, подходит мне тот человек или нет (кстати, здесь, мне кажется, не случайно центром сопротивления выбрали именно Камбоджу — но об этом позже). Есть ещё одно свойство, характерное именно для женщин (не говорю за всех, конечно же, есть и софьи ковалевские, и жанны д'арк — все люди разные, но всё-таки у некоторых групп есть общие черты) — женщины не являются носителями морально-нравственных ценностей. Быть носителем идеологии — это практически всегда функция мужчин. Просто потому, что так устроены мозги, ведь мужчины и женщины отличаются не только по вторичным половым признакам, но и строением мозга. Поэтому у любого мужчины на должности Аканэ непременно будет сносить крышу (собственно говоря, авторы это косвенно и продемонстрировали, ведь и Когами, и Гинодза, как и Масаока до них — они все скатились в потенциальных преступников). Собственно говоря, именно поэтому оголтелая Аканэ, увидев на одной случайной картинке (не буду раскрывать подробности) Когами-сана, тут же кинулась в другую страну ОДНА его арестовать. Хотя там, за пределами Японии, образно выражаясь, полная Жопа. Она же — анархия вперемешку с диктатурой — в зависимости от региона. Но, влекомая бредовыми идеями спасти всех от всего, Аканэ не думает, куда суётся голой задницей, и в результате мы имеем этот, мягко говоря, странный фильм.

Мне он не понравился. Хотя рисовка отличная, музыка тоже хорошая. Но сюжет... Но фразы героев... Это просто какой-то сплошной фейспалм. Например, честность и стремление к справедливости Аканэ назвала гордыней (О.о) Или вот герои в разговоре сетуют, что государство монополизировало насилие — ксо, государство и есть монополия на насилие! (о.0) В конце фильма есть вообще фееричный диалог, где Симоцуки сначала говорит, что «когда нужно действовать, я не задаю вопросов», и следом же, в продолжение предыдущей темы орёт на Аканэ: «Включи мозги!» (чтобы та, видимо, осознала предыдущий тезис).

Самый главный минус фильма — его как будто снимали обыватели и для обывателей. Цель оправдывает средства и всё такое. Главное — безопасность, тем более что вон какая мерзота вокруг, все так и норовят друг друга убить (почему-то). Люди в той, нарисованной Японии — сплошь бесхребетные слизняки, которые существуют только для того, чтобы сначала обслужить себя и себе подобных, а потом воспроизвести себе на замену таких же новых слизняков. Ей-богу, фактически это предыстория Ergo Proxy. Там уж по-чесноку признали: люди тупые и нихрена не могут, их нужно контролировать машинами. Осчастливливать, так сказать, механизированной рукой с искусственным интеллектом. А то людишки настолько тупы, что даже сами не знают, что их может сделать счастливыми.

И вот здесь интересно возникает образ Камбоджи. Много сцен происходит в моём любимом Ангкор-вате, правда, нарисовали его очень криво. Хотя есть специальный фильм, как снимали Gekijouban Psycho-Pass, и там показывают, какую сцену снимали с какого балкона — ок, молодцы, съездили в Ангкор, тем более что для любого образованного человека это более чем приятная прогулка. Но блин, зачем надо было так уродовать древний город? Хотя вот что мне ещё понравилось, что камбоджийцы в аниме похожи на камбоджийцев. И вообще Камбоджа в аниме очень узнаваема. Но всё-таки важен не сколько антураж, сколько исторический опыт бывшей Кхмерской империи. Возможно именно поэтому авторы сделали предположение, показавшееся им логичным, что если бы начался центр сопротивления «Сивилле», то он возник бы именно в Камбодже. Да, пусть под предводительством японца, но ведь этот японец знает «Сивиллу» изнутри, так что кому как не ему рассказывать об её слабых сторонах?

Важно отметить, что в своё время при Полполте каких только экспериментов на людях не ставили. Полпот был большим любителем «осчасливливать» различными твёрдыми предметами. В частности, там людям по достижении репродуктивного возраста назначали жён и мужей. Я имела возможность пообщаться с людьми, пережившими ужасы режима Полпота, и скажу, что они вспоминают этот период с содроганием. Так что тот, кто предлагает «Сивиллу» как потенциальный путь к «Счастливому Будущему», не понимает, что Человек — это существо, обладающее волей. И этой волей он хочет управлять сам. Когда человек добровольно от воли отказывается, он перестаёт быть человеком, это просто разговаривающее животное. Не более того (да, я очень жёстко на всё это смотрю и бесхребетных слизней не терплю, это правда). Поэтому считаю этот фильм ужасным. Ибо в конце Аканэ произносит фразу, от которой руку потом долго не удаётся ото лба оторвать: когда-нибудь мы проверим «Сивиллу». Да ёлы-палы! чё не щас?.. Да и вообще зачем?.. Если система работает и вас устраивает, чего такого должно случиться, чтобы вы всё-таки захотели её пересмотреть? Ведь счастье достигнуто — во всей серии довольно часто промелькивает мысль, что большинство «Сивилла» действительно сделала счастливыми. А раз так, то кучкой недовольного меньшинства можно пренебречь. Демократия, она такая — большинство всегда право. И не важно, право оно или нет, оно становится решающим фактором. Поэтому грамотные правители не те, кто делают хорошие вещи для народа, а кто просто правильно умеет задать вопрос на соцопросе, чтобы получить нужный ответ и, таким образом, легитимизировать любую хрень (типа платных парковок в Москве).

В общем, как идея — конечно, посмотреть можно и нужно. Особенно после сериалов. Особенно когда интересно, что там с симпатягой Когами-саном. Но если бы не этот персонаж, который, к счастью, остаётся верен сам себе (хотя ему не удаётся перевоспитать эту дуру Аканэ), не знаю, стала бы я смотреть такое в принципе. Всё-таки, самый главный минус фильма, это не идея борьбы с предложенной системой типа «Сивилла». Это попытка оправдать её право на существование. Да, косяки в ней есть, но их можно исправить. Мол, без неё-то совсем всё будет хреново. А с ней можно получить подобие рая, где ты можешь беззаботно существовать в качестве «танцующего и поющего дерьма» © (привет Ч.Паланику!).

Нет, я с такой реализацией этой идеи согласиться не могу. 4/10

Комментариев нет:

Отправить комментарий